Вы здесь: Начало // Критика // Язвы Аполлона

Язвы Аполлона

Алексей Кручёных

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Но путаница не только у народа — она перешла и в верхи: что теперь делает «русская совесть» — литература?

Мы уже видели, что изысканный певец «Прекрасной Дамы» занялся частушкой. Его ли это дело? Народным ему быть не дано — слишком его частушки надуман<н>ы, «интеллигентски»; нет в них разгула и задора, но тем они показательней для современного искусства: писатель ведет Аполлона в кабак и там потчует его ха́нжей3. Безвольный Аполлон и вялый злодей!

Не принимает полностью ни одного, ни другого — все торчит, сшито белыми нитками, не серое даже, а рябое.

Блок забывает, что имеет дело со стихом, и тянет пять строк подряд с глагольными рифмами.

Что, мол, они понимают? Частушка — искусство 5-го сорта!

Не вожаком является поэт, а плетущимся позади всех. И подхихикивает без креста! и набрасывает наспех черных злоб, кабаков и всяких ужасов:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.

(Вот что он главным образом заметил!) и заканчивает «счастливым концом»:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…

Ах, как нежно! Совсем Рождественский дед! И как знаменитые «ласки-маски», так же знакомы и забыты снега-жемчуга! Бескровный интеллигент под конец высунул свое лицо и жиденьким голоском тянет:

В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос!

За последнее время выявили свое лицо и другие поэты. Желают, например, прославить и воспеть родину — и пишут гимн на мотив кэк-уока:

Да славится Россия,
Да здравствует она.
Великая Россия,
Непобедимая страна!..4

Ф. Сологуб

Принимается «академик» В. Брюсов за издание Пушкина5 и коверкает его: на поэта, строки которого мы заучили наизусть, /303/




 



Читайте также: