Вы здесь: Начало // Литература и история // Велимир Хлебников на «башне» Вяч. Иванова

Велимир Хлебников на «башне» Вяч. Иванова

Андрей Шишкин

направлен к наибольшей площади другого человека и, вонзившись, как копье в латы, передать свой толчок всему пути второго человека. <…> В любви, как это отчасти указывают слова — люли, лель, ляля и крест, душа одного встречает душу другого под прямым углом к наибольшей величине второго сознания и передает ему свое движение». — <Разложение слова>, 1915-16 (3, с. 198-199). Поэтический вариант этого текста содержит стихотворение 1920 г. «Слово о Эль».

34 Например, в «Детях Выдры» читаем: «Сын Выдры перочинным ножиком вырезывает на утесе свое имя: «Велимир Хлебников». Утес вздрагивает и приходит в движение <…> Утес: Мне больно. Знаешь, кто я? Я сын Пороса» (Хл., 1986, с. 447); Порос, по платоновскому «Пиру» (203, b-e), отец Эрота.

35 Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников. М., 1983. С. 200, примеч. 24.

36 Хл., 1986, с. 41. Ср. также «Из Творения» 1906-1908 г.: «Думалом волилом я мир озирал / И пляскою вязкою жир окружил» (3, с. 381).

37 Хансен-Леве А. 1) К типологии возвышенного в русском символизме. — Блоковский сб. XII. Тарту, 1993. С. 49 и везде; 2) Формы апофатизма и пустого дискурса в раннем символизме. (В печати.)

38 Это предположение принадлежит Р. В. Дуганову. Говоря о «загадке хлебниковского псевдонима», В. П. Григорьев сообщает о наброске программы «Славянского вечера» в хлебниковских рукописях, где сам Хлебников должен был быть «ответственным распорядителем» и где намечались речи Вяч. Иванова и С. Городецкого. — Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. С. 200, примеч. 24.

39 Между прочим, как пьеса «Незнакомка», так и стихотворение «По вечерам над ресторанами…» «просияли», как писали современники, именно на «башне». — А. Блок в воспоминаниях современников. М., 1980. Т. 1. С. 41, 221-222.

40 Можно предположить, что это волшебный котел; сказания о нем распространены в преданиях урало-алтайских, эллинистических, кельтских — где, между прочим, он может также считаться прототипом св. Грааля (см.: «Chaudron». — Chevalier J., Gheerbrant A. Dictionnaire des symboles. Paris, 1982. P. 217-218).

41 Символ небесного и хтонического, бык отождествлялся с умирающим и воскресающим богом Дионисом, как это позднее специально исследовал Вяч. Иванов в работе «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923): «Дионис — бык в мире живых и змий в подземном царстве. <…> Смерть жертвенного быка есть его брак с Землею…» (С. 99-100; об обряде ритуального убийства быка — там же, с. 141). Мотив жертвенного быка может быть опосредованно в какой-то мере соотнесен со звуковыми семантическими ореолами новых имен Хлебникова на «башне»: как символ творящей силы бык репрезентировал древнееврейского бога Эль, почитавшегося от эпохи патриархов до царства Давида («Taureau». — Chevalier J., Gheerbrant А. Указ. соч. Р. 929; ср.: Еврейская энциклопедия. СПб., <б. г.>. Т. 7. С. 821-824; Т. 8. С. 132). Если это значение было известно Хлебникову, то имя бога «Эль» присутствует как в имени «Любик», так и «Велимир».

42 Городецкий, знакомство которого с Хлебниковым восходило к «башенной» эпохе, в своем стихотворении 1925 г. на смерть поэта, быть может, не случайно сравнивал Хлебникова с быком на пашне: «Вопрос был в том, вздымать ли корни / Иль можно так же суффикс гнуть. / И Велимир, быка упорней, / Тянулся в звуковую муть» («Велимиру Хлебникову». — Русские поэты «серебряного века». Л., 1991. С. 109).

43 В этом смысле употребляет слово «прелесть» В. Марков в статье «О прелести Хлебникова», интерпретируя это слово как прозрачность и красоту неологизмов, «новую простоту» и детскость. Как образец «прелести» Марков приводит стихотворение 1910 г. «Трущобы» («Были наполнены звуком трущобы…»; см.: Markov V. On the prelest′ of Chlebnikov. — Velimir Chlebnikov (1885-1922): Myth and reality. Amsterdam Symposium on the Centenary of Velimir Chlebnikov. Amsterdam, 1986. P. 1-13).

44 H. И. Харджиев считал, что в этих строках изображен Ф. Сологуб, что, видимо, неверно. В пользу Брюсова говорит прежде всего указание в строке 64 на журнал

/163/




 



Читайте также: