Вы здесь: Начало // Литература и история // Велимир Хлебников на «башне» Вяч. Иванова

Велимир Хлебников на «башне» Вяч. Иванова

Андрей Шишкин

они двусмысленны: «ловцами человеков» сотворил Христос своих учеников, ставших апостолами (Мф., 4: 19, Мк., 1:17; именно «хищным расчетливым Ловцом человеков» называла Иванова Ахматова в своем позднем максимально негативном дневниковом отзыве); с обличением к «совопроснику века сего» народу с мудрецом и книжником обращался апостол Павел, удостоверяя, что «мудрость мира сего» Бог обратил «в безумие» (1 Кор., 1:20); притча о семенах «сеятеля», упавших на камень, на терние и на добрую землю иносказательно говорит о тех немногих, которые удостоятся Царствия Божиего (Мк, 4:3-8; Лк., 8:5-8). Кажется, что автор стихотворения «Подстсрегателю» претендует на духовные полномочия, едва ли не превышающие возможности обычного человека. Но это все и есть та словесная игра, в которую увлекает Вяч. Иванов своего читателя. Чтение последних двух строф приводит читателя к совсем другому смыслу всего текста.

Нет, робкий мой подстерегатель,
Лазутчик милый! я не бес,
Не искуситель, — испытатель,
Оселок, циркуль, лот, отвес.

Измерить верно, взвесить право
Хочу сердца — и в вязкий взор
Я погружаю взор, лукаво
Стеля, как невод, разговор.

И совопросник, соглядатай,
Ловец, промысливший улов,
Чрез миг — я целиной богатой,
Оратай, провожу волов:

Дабы в душе чужой, как в нови,
Живую взрезав борозду,
Из ясных звезд моей Любови
Посеять семенем — звезду.

(2, с. 340)

Буквальный словарный смысл тех слов в первом четверостишии, которыми определял себя Иванов, таков: «испытатель» есть тот, кто проверяет нечто на опыте, на опыте выясняет качества, свойства и т. д. чего-то неизвестного; «оселок» — точильный камень, но также и камень для испытания драгоценных металлов, то, обо что затачивается, оттачивается инструмент для работы — или интеллект в симпосиональной работе мысли, как подсказывает общий контекст; «циркуль» измеряет длину, «лот» — глубину, «отвес» проверяет вертикаль — все это технические орудийные термины проверки, исследования Слов и построенных из них конструкций. Не непререкаемый владетель истины в последней инстанции, не «великолепный» и недоступный олимпиец или «мистагог», обладающий максимальным статусом авторитетности, не, наконец, «искуситель бес», стремящийся не очень честными средствами перетянуть на свою сторону, но приводящий вопросами мысль собеседника к познанию. «Совопросник» и «соглядатай» — анафорический префикс «со-» дважды подчеркивает эту позицию равного собеседнику в искании истины — экзистенциальной и духовной, равного, отнюдь не господствующего во владении ею. Ближе всего к этому образу — не названный здесь Сократ, именовавший себя в «Пире» «повитухой душ» мысли своих собеседников (Пир, 206-208е; ср. Теэтет, 150а-151). Наконец, в последнем четверостишии мифологизированно сформулирована концепция симпосионального эроса: в экзистенциальной ситуации «встречи» двух личностей, диалога «я» и «ты» божественный Эрос бросает семя в душу другого, это передано через мифологему сева — нового рождения.

/155/




 



Читайте также: