Вы здесь: Начало // Литературоведение // Творчество Вяч. Иванова. От «Кормчих звезд» к «Прозрачности»

Творчество Вяч. Иванова. От «Кормчих звезд» к «Прозрачности»

Александр Блок

Дочь ли ты земли
Или небес – внемли:
Твой я! Вечно мне твой лик блистал.
И Она отвечает ему с тихой ясностью Зари:
Тайна мне самой и тайна миру,
Я, в моей обители земной,
Се, гряду по светлому эфиру:
Путник, зреть отныне будешь мной!
Кто мой лик узрел,
Тот навек прозрел -
Дольний мир навек пред ним иной.

И совсем явственный можно слышать тихий, заключительный Ее шопот:

Я ношу кольцо,
И мое лицо -
Кроткий луч таинственного Да.

Того, кому снилась Прозрачность, – кормчие звезды привели к Ней наяву. Хвалением Ее открывается книга «Прозрачность»:

Прозрачность! воздушною лаской
Ты спишь на челе Джиоконды…
Прозрачность! божественной маской
Ты реешь в улыбке Джоконды!..
Прозрачность! улыбчивой сказкой
Соделай видения жизни…

«Прозрачность» есть символ, – то, что соделывает «сквозным покрывало Майи». За покрывалом открывается мир - целое. Именно такое значение имел постоянный «пейзаж» в узких рамках окон или за плечами «Мадонн» Возрождения. «Мадонна» Лиза Джиоконда Винчи, у которой «прозрачность реет в улыбке», открывает перед нами мир – за воздушным покрывалом глаз. Он не открылся бы, если бы не глядели эти двойственные глаза. Может быть, только по условиям живописной «техники», «пейзаж» заметен лишь по бокам фигуры: он должен светиться и сквозь улыбку, открываясь как многообразие целого мира. Недаром – за спиной Джиоконды и воды, и горы, и ущелья – естественные преграды стремлений духа, и мост – искусственное преодоление стихийных преград: борьба стихий с духом и духа со стихиями, разлившаяся на первом плане в одну змеистую, двойственную улыбку.




 



Читайте также: