Вы здесь: Начало // Литература и история // Творческий путь Зинаиды Гиппиус

Творческий путь Зинаиды Гиппиус

Темира Пахмусс

сама идея личности и теократии — в нашем понимании — ее отрицают″6 . Гиппиус теперь не видела в русском монархе наместника Христа на земле. Самодержавие, считала Гиппиус, вызвало войну, Октябрьскую стачку, Манифест и московское восстание. Мережковские и Философов сформулировали свое новое отношение к монархии короткой фразой: ″Самодержавие от Антихриста″, обвиняя русского императора в социальной несправедливости, политическом насилии и других проявлениях зла абсолютизма. Главным злом в их глазах была ″узурпация духовной силы″ императором, объявившим себя верховным и непогрешимым судьей Священного Синода. Она утверждала, что вина императора заключалась в том, что Русская Православная Церковь утратила свободу и автономию в духовных делах. Эти новые взгляды Мережковские и Философов изложили в книге 1907 г. ″Le Tsar et la Révolution″7. В ней они отрицали концепцию самовластия и государства как проявление силы извне, как царство дьявола. Они также отрицали диктатуру пролетариата и социализм как формы государства, основанные на применении силы извне. Отвергали они и общественно-политическую анархию, поскольку она порождает крайний индивидуализм. Бог был основой религиозной идеи Мережковских и Философова, высочайшей манифестацией духовной свободы и любви, особенно любви. Гиппиус называла сложные взаимоотношения между религией и политической и общественной жизнью (коллективом людей) ″религиозной общественностью″. Свои надежды на создание религиозной общественности или религиозной теократии они возлагали на русскую интеллигенцию, ″аристократов мысли″ в платоновском смысле слова. ″Аристократы мысли″, по их мнению, были способны пробудить в людях ″новое религиозное сознание″. Несколько избранных интеллектуалов должны были стать intellectus incarnatus, разумом и совестью России, устроителями духовного человеческого общества.

В период с 1914 по 1920 гг. Гиппиус была целиком поглощена общественными и политическими делами. Считая буржуазное общество с его стремлением к созданию материального комфорта и финансового благополучия главной помехой в достижении ее идеалов, она ужасалась его незаинтересованности в духовных сферах жизни. Находясь под влиянием ницшеанского культа индивидуализма и аристократизма, Гиппиус отвращалась от вульгарности, банальности и тривиальности устремлений окружавших ее людей. Вместе с Мережковским она опасалась, что это ″царство посредственности″ распространится на весь мир, и возникнет новое политическое государство, новое социальное устройство без свободы, без просвещенного индивидуализма и

/223/




 



Читайте также: