Вы здесь: Начало // Литература и история // Творческий путь Зинаиды Гиппиус

Творческий путь Зинаиды Гиппиус

Темира Пахмусс

Они всколосятся, — верьте!
Поля ее золотые. <…> (С. 235).

А затем ее мольба уже в эмиграции: ″Господи, дай увидеть!″:

Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию. (С. 344)

Потеряв надежду на спасение России силами извне и не желая работать на большевиков, Мережковские решили покинуть Россию, чтобы вновь в Европе обрести утраченную свободу и продолжать поиски возможности установления Царства Божьего на земле. Гиппиус так поэтически изобразила отъезд из С.-Петербурга много лет спустя:

ОТЪЕЗД

До самой смерти… Кто бы мог думать?
(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)
Никто не знал. Но как было думать,
Что это — совсем? Навсегда? Навек?

Молчи! Не надо твоей надежды!
(Улица. Вечер. Ветер. Дома.)
Но как было знать, что нет надежды?
(Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.) (С, 366)

С отъездом в Европу ″навсегда″ — в Варшаве — начался новый период в творчестве Гиппиус. Вместе с Мережковским и Философовым она читала лекции, писала антикоммунистические статьи и встречалась с представителями польской шляхты и русской эмиграции в Польше, решая вопросы оказания сопротивления большевикам из Польши. Там, поглощенная политическими событиями, Гиппиус не писала художественной прозы. Только один томик ее стихов ″Походные песни″ под псевдонимом Антон Кирша вышел в Варшаве в 1920 г. Написаны эти песни были для русского полка, который должен был идти в авангарде польской армии в поход на Москву.

После заключения Пилсудским мира с Советской Россией в августе 1920 г. Мережковские покинули Варшаву 20-го октября 1920 г. и через Wiesbaden прибыли в Париж в начале 1921 г. Все

/228/




 



Читайте также: