Тень и статуя - Пиры Серебряного века | Страница: 7

Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // Тень и статуя

Тень и статуя

Томас Венцлова

тенью Протесилая. Мотив границы повторен и внутри земного мира. Пространство здесь делится на сад и чертог, упоминаются порог (92), дверь (96, 98) и занавес (99); граница между садом и чертогом – равно как между светом и тьмою, восторгом и болью, жизнью и смертью – снимается в дионисийском обряде, который происходит в третьем действии, в самом центре пятиактной трагедии (участницы обряда «то входят в чертог, то выходят из него» (101), «шумною толпою выбегают в сад» (103) и т.п.). В четвертом действии мертвый Протесилай вначале находится в саду(117), за оградой (118), а затем переступает порог, соединяясь с Лаодамией: это обозначает смещение границы миров, поглощение «малого» земного мира «большим», трансцендентным. «Завесой черного мрака закрывается мир» (119), – гласит ремарка, заключающая это действие. Сюда же, на порог, выходит Протесилай после свидания с Лаодамией, сталкиваясь с Акастом (123), и сюда же Акает выносит его восковую статую (126).

Мир Аида определяется как вечный и святой, противопоставленный миру преходящего бытия (116), как мир холода (64), противопоставленный миру вечного сгорания (119), как мир perfectum, свершенных деяний (63, 112), неизменности (66, 67), противопоставленный миру imperfectum, незаконченного, изменчивого (70). Характерны, например, слова Аида, обращенные к Персефоне: «[...] к зыбким, к неверным переживаниям обращены твои желания, к поспешным утверждениям над безднами мировой пустыни» (67). Не менее характерен оксюморонный образ неподвижных молний хтонического мира (63, 67, 111). В этой связи существенна тема недостроенного дома Протесилая; Сологуб заимствует ее из мифа, но придает ей метафизическую окраску и специфические тона своей поэтики (ср. место, отсылающее к его общеизвестному роману – «Может быть, мелкими и злыми демонами недостроенного дома внушен тебе этот сон», 83).

Заметим также, что трансцендентный мир представлен как мир чистой коммуникации – непрекращающейся, /88/




 



Читайте также: