Вы здесь: Начало // Рецензии // Темная соль, или Пир для собеседника

Темная соль, или Пир для собеседника

Инна Ростовцева

Фигура поэта графа Василия Комаровского (1881—1914), «примерного царскосела» и «великого лицеиста», друга Н. Гумилева, члена Цеха поэтов, автора единственного прижизненного сборника стихов «Первая пристань» (1913) и неизданной большей частью прозы, выбрана как нельзя более удачно — она лучше всего среди поэтов начала века выпадает из своего времени и не может быть причислена ни к «чистым символистам», ни к «чистым акмеистам». Склонный к упорядочению явлений искусства, Венцлова считает, что поэтика Комаровского, как и родственная ему, но во многом и противопоставленная — Иннокентия Анненского, является неким переходным феноменом на стыке двух школ или даже «третьим путем», не получившим в случае Комаровского продолжения (к этому же «третьему пути» могут быть отнесены и некоторые иные имена, например, Михаил Лозинский и в особенности Владимир Шилейко, осуществлявшие «сознательный выбор маргинальной позиции»). Дмитрий Святополк-Мирский, автор воспоминаний «Памяти гр. В. А. Комаровского» (1924), также задумывался о месте поэта в истории русской литературы (это волновало и тогда его современников): «Помню, Комаровский мне рассказывал, как Гумилев приставал к нему: «Да к чьей же, наконец, школе вы принадлежите, к моей или Бунина?» К школе Анненского, мог бы ответить Комаровский, если ответить было бы делом жизни и смерти». Он предлагает иной — не научный, но широкий и человечный — взгляд на оригинальность автора, которому современники «не простят его оригинальности». Святополк-Мирский пишет: «Комаровский не был гением, и его «оригинальность» не была из таких, которые будут со временем оценены и станут пищей общечеловеческой. Она была эксцентрична, необъяснима и для человечества не нужна. В творческом потоке развития он был странным завитком в сторону, никуда не ведущим. Но именно такая оригинальность, совершенно бескорыстная с эволюционной точки зрения, и есть утверждение абсолютной свободы, проявление какой-то божественной игры, избытка сил «творческой эволюции»…»




 



Читайте также: