Вы здесь: Начало // Литературоведение // Стихотворение Верлена «Le bruit des cabarets…» как архетип поэзии Ходасевича 1920-х годов

Стихотворение Верлена «Le bruit des cabarets…» как архетип поэзии Ходасевича 1920-х годов

Всеволод Багно

Речь могла бы идти и о типологическом сходстве творчества Ходасевича, уникального литературного явления в культурной жизни России, и поэзии «проклятых», которые видели своего предшественника в Бодлере, а одного из лидеров — в Верлене, однако более перспективным представляется иной путь.

Стихотворение «Le bruit des cabarets…» входит в сборник «Песнь чистой любви», изданный в 1870 году:

Le bruit des cabarets, la fange des trottoirs,
Les platanes déchus s’effeuillant dans l’air noir,
L’omnibus, ouragan de ferraille et de boues,
Qui grince, mal assis entre ses quatre roues,
Et roule ses yeux verts et rouges lentement,
Les ouvriers allant au club, tout en fumant
Leur brûle-gueule au nez des agents de police,
Toits qui dégouttent, murs suintants, pavé qui glisse,
Bitume défoncé, ruisseaux comblant l’égout,
Voilà ma route — avec le paradis au bout.

(Verlaine 1969:127)

Верлен «во всяком случае, по его собственному убеждению, уйдя от безличной, дескриптивной поэзии «скульптурных» форм, пришел к исповеди души, к описанию сердечных порывов» (Adam 1953:89). В стихотворении нашли достаточно полное отражение общие эстетические устремления группы поэтов — Корбьер, Кро, Нуво, Рембо, — которых сам Верлен, провозглашая свою к ним причастность, назвал «проклятыми»4. В то же время оно находится несколько на периферии творчества Верлена в целом и диссонирует с основной тональностью /208/




 



Читайте также: