Вы здесь: Начало // Критика // Идолотворчество

Идолотворчество

Сергей Городецкий

<фрагменты>

2

Ιδέα (ens realissimum) или έιδωλον?1 Для многих поэтов вопрос этот является роковым. Куда направить творческую энергию: к ознаменованию ли сущего или к преобразованию види-мостей, к созданию хрупких образов, не имеющих за собой бытия, а только распространяющих бывание? Как предпочесть женскую, молчаливую восприимчивость блестящему по внешности, самостоятельному творчеству? Не лучше ли, чем петь с чужого, хотя бы и божественного голоса, спеть свою какую ни есть песенку? Многие соблазняются второй долей. Иные, внимая голосу эпохи, всеми силами устремляются к первой. Чистые типы редки наперечет. Особенно интересны те случаи, где обе стихии находятся в энергичной борьбе, не существуют, а ратоборствуют. Такие случаи мы имеем в настоящее время в Андрее Белом и Александре Блоке. Оба эти поэта приближаются к расцвету своих действительностей и спешат сложить последние камни своих миросозерцаний. Их творчество полно еще энергии. Избираемые ими формы мягки, как только что отлитые колокола. Что у старших их современников, поэтов более установившихся, лежит спокойно рядом, то у них еще бунтует.

Вячеслав Иванов и Сергей Городецкий

Вячеслав Иванов и Сергей Городецкий. 1910-е годы

Двумя меткими и короткими фразами Вячеслав Иванов определяет их положение:

«Андрей Белый как поэт хочет реализма и не может преодолеть идеализм».

«Блок, напротив, отвращается от реализма».

<…> /114/




 



Читайте также: