Рихард Вагнер в русском символизме - Пиры Серебряного века | Страница: 13

Вы здесь: Начало // Литературоведение, Поэзия и музыка // Рихард Вагнер в русском символизме

Рихард Вагнер в русском символизме

Даниэла Рицци

У Блока соединение музыкальных и революционных образов не является случайным и отсылает к родству понятий музыки и революции, константе также и блоковской прозы, особенно вокруг 17-го года. Действительно, именно в статьях последних лет, прежде всего в «Крушении гуманизма» и «О назначении поэта», Блок определяет контуры своего понимания концепции музыки как основы реальности, «сущности мира» (12, 360). связывая ее с такими понятиями, как «культура», «цивилизация», «стихия», «революция». Знакомство с Вагнером, несомненно, было определяющим в общетеоретическом формировании картины мира у молодого Блока. «Трагическая героика Вагнера, его «дионисизм», его ненависть к буржуазному строю жизни, его уверенность в неизбежной гибели старого мира, его вера (в молодости) в то, что революция должна спасти искусство (мотив, глубоко чуждый Ницше!) и сформировать целостного артистически развитого человека» (22, 377) — это основополагающие элементы в духовном мире Блока, и они сливаются оригинальным образом с размышлениями на музыкальную тему.

Но тема музыки, присутствующая, как мы сказали, начиная с 1903 г., приобретает в произведениях поэта достаточно четкую формулировку только в 1909 г. В записи под 29 июня Блок пишет: «Вагнер в Наугейме — нечто вполне невыразимое: напоминает — ἀνάμνησις. Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего … Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира — мысль (текучая) мира» (13,150). Было замечено (22, 363), что музыка для Блока это символическая категория, достаточно близкая к «душе мира», поэтическое переложение которой мы часто встречаем в его лирике первого периода, — но очищенная от мистических и догматических наслоений, свойственных образу «Прекрасной Дамы». Можно добавить, что музыка представляет динамический вариант этой последней; как таковая, она является символом с более неопределенными и протяженными границами, с более сложными значениями. Кроме того, для Блока понятие музыки тесно связано с дихотомией «культура — цивилизация»: цивилизация — это культура минус дух музыки, культура, окаменевшая в стерильных формах, исчерпавшая свою жизненную силу, творческий и /129/




 



Читайте также: