Вы здесь: Начало // Литературоведение, Рецензии // Простота Ахматовой

Простота Ахматовой

Ж. П. Ван дер Энг-Лидмейер

любовью и религией, то он, по мнению Недоброво, выражается в «острой неудовлетворенности собою», в чувстве, которое присутствует в ее поэзии едва ли не сильнее, чем разочарование в неудавшейся любви (62). Она ставит перед собою высокие требования: «Огромное страдание этой совсем не так легко уязвимой души объясняется размерами ее требований, тем, что она хочет радоваться ли, страдать ли только по великим поводам. Другие люди ходят в миру, ликуют, падают, ушибаются друг о друга, по все это происходит здесь, в средине мирного круга: а вот Ахматова принадлежит к тем, которые дошли как-то до его края — и что бы им повернуться и пойти обратно в мир? Но нет, они бьются, мучительно и безнадежно, у замкнутой границы, и кричат, и плачут» (63 — 64).

В отличие от Жирмунского, который, как уже говорилось выше, видел в ее поэзии «простую, бытовую религиозность», Недоброво говорит о «сильнейших выражениях религиозного чувства» (64). Стихотворение «Исповедь» и такие строки, как

Пожалей о нищей, о потерянной,
О живой моей душе…

(85, 1912)

свидетельствуют о глубоком осознании собственного бессилия и греховности. И эта тема приобретает со временем все более важное значение в поэзии Ахматовой; «острая неудовлетворенность собою», о которой довольно осторожно говорит Недоброво, переходит в прямой упрек своей совести, в мучительные угрызения. Осознавая собственную вину, она осуждает в конце концов в «Поэме без героя» своего двойника, «Коломбину десятых годов», виновницу самоубийства юного «Пьеро».

Сама Ахматова нашла еще и другой способ выразить противоречия между, с одной стороны, любовью и лирическим дарованием и, с другой — между любовью и религиозным сознанием: она подчеркивает параллели с античными героинями Кассандрой и Федрой13. В обоих случаях речь идет о трагическом внутреннем конфликте, вызванном несчастной любовью. Точка соприкосновения Ахматовой с Кассандрой лежит в столкновении любви с особым даром — даром пророчества. Этот дар Аполлона обращается проклятием, так как он отчуждает ее от тех, кого она любит. В стихах, в которых Ахматова сравнима /267/




 



Читайте также: