Вы здесь: Начало // Литературоведение // Программа поэтики нового века

Программа поэтики нового века

Сергей Гиндин

ее согласованностью с теми изменениями, которые претерпели критерии и результаты классификации. Из классификационных рубрик «Profession…» в «Ответе», пускай в преобразованном виде, но сохранились те, что были выделены на основании особенностей семантики целого произведения. Зато оба направления, выделявшихся по признаку производимого ими обновления отдельных планов и ярусов поэтического языка фонетики, лексики и фразеологии, теперь выведены за пределы символизма. Более того, это отлучение обоих направлений от символизма специально подчеркивается Брюсовым: «… я не считаю символическими те из них (произведений. — С. Г.), которые отличаются одной странностью метафор, сравнений, вообще смелыми тропами и фигурами. <…> Наконец, столь прославленное сближение поэзии с музыкой я считаю тоже одним из средств, которыми пользуется символизм, а не его сущностью»11. О несогласии с теорией, сторонники которой «все отличие школы символизма от других школ полагают только в стиле», было заявлено и в интервью «Новостям дня»12. Правда, Брюсов не может не признать, что «стремление обновить поэтический язык» в обычном понимании этого термина «замечается… почти у всех символистов», но оно «принадлежит не исключительно им»13. Сущность символических произведений Брюсов теперь склонен видеть в некотором свойстве их плана содержания, непосредственно связанном со сформулированным в «Profession…» требованием активизации читательского воображения.

Чтобы понять, в чем состоит эта коренная для символизма особенность, присмотримся к тому, как описаны в «Ответе» те рубрики, что перешли из классификации «Profession…». Составлявшие ранее единое четвертое «направление» драмы Метерлинка и сонеты Малларме разнесены в «Ответе» по разным «видам». Свойство, на основании которого раньше выделялось это направление — наличие «второго смысла» — теперь даже не упоминается (вскоре в «От автора» и «Апологии символизма» Брюсов будет доказывать, что теория «двух смыслов» вообще неадекватна реальности и сути символизма). Характеристика первого «вида», представленного сонетами Малларме, теперь основывается па свойстве, родственном, скорее, тому, что в «Profession… » подавалось лишь как дополнительная, второстепенная их характеристика: на том, что в них «только намечены главные особенности содержания» (2. 11, л. 77). /94/




 



Читайте также: