Вы здесь: Начало // Литературоведение // Программа поэтики нового века

Программа поэтики нового века

Сергей Гиндин

тех, кто стремится к обновлению лишь состава поэтического языка, специально оговоренным.

Недоопределенность как важнейшая черта семантической структуры поэтического произведения. Типы неопределенности

Отделенный от проанализированной нами редакции «Profession de foi» несколькими промежуточными редакциями и вариантами, «Ответ» несет на себе следы воздействия идей Александра Добролюбова, знакомство с которым явилось заметным событием в брюсовской духовной жизни9. Но занимающая в «Ответе» центральное место классификация «видов символических произведений» так органически связана с аналогичными построениями «Profession de foi», что заподозрить в ней влияние Добролюбова нет никакой возможности.

В «Profession de foi» Брюсов выделял следующие «направления символизма»: «1. Направление, сближающее поэзию с музыкой <…> так что впечатление <от>стихотворения> во многом [а иногда исключительно] зависит от звуков слов. Таковы некоторые стих < и > Верлена и Метерлипка (напр… ″Les paons″). большинство стихотворений Лафорга и особенно Гиля <…> 2. Школа, первыми деятелями которой были последователи Теофиля Готье и Бодлера. На первом плане стоят странные обороты речи, дерзкие метафоры, [иногда непонятные] сравнения <…> главный представитель этого течения Метерлинк. Сильно развито еще у Ренье <…> 3. Собственно символическое. Ряд символов, или, проще, образов, с первого взгляда не имеющих между собой ничего общего, производит известное впечатление на читателя, вызывает в нем известные настроения. Таковы лучшие стихотворения Верлена (напр., ″Небо над городом плачет″) и особенно… его учеников. Таковы же наиболее ″странные″ стихотворения Метерлинка (напр., его известное ″Теплицы среди леса″). С этим направлением можно сблизить некоторые стихи Фета (напр., ″Буря на небе вечернем″). <…> 4. Течение, наиболее полно выражающееся в драмах Метерлинка. За внешним содержанием скрывается еще другой смысл, так что произведения этогорода очень близко подходят к аллегорий. Таковы еще ″сонеты″ Малларме. Важно, однако, то, что самая внешность /92/




 



Читайте также: