Программа поэтики нового века - Пиры Серебряного века | Страница: 5

Вы здесь: Начало // Литературоведение // Программа поэтики нового века

Программа поэтики нового века

Сергей Гиндин

выражения: «Поэзия ищет новых путей изобразительности. В символизме она находит новый способ возбудить фантазию, заставить ее работать. Получив два-три ясных представления, фантазия, воображение невольно ищет между ними связи, работает (2. 11, л. 79). Активизация читательского восприятия, принимаемого в расчет уже на стадии создания произведения поэзии и становящегося тем самым как бы структурным элементом этого произведения, — вот конструктивный признак, объединяющий, по мнению Брюсова, все разновидности «нового течения» и оправдывающий даваемое иногда последнему имя «поэзия намеков» (там же).

Трактовка символизма как «способа» активизировать воображение читателя безусловно выводила за пределы обычного, «номенклатурного» (и разделявшегося самим Брюсовым в дневниковой записи 1893 г.) понимания поэтического языка как совокупности или даже системы собственно языковых элементов — «слов и выражений», взятых in potentia, безотносительно к тому или иному конкретному произведению. Но ведь и говоря о предшествующих исторических случаях обновления языка поэзии. Брюсов в качестве примера приводил, как мы видели, отнюдь не новые языковые элементы или классы таких элементов, а появление новых жанров (т. е. типов поэтических произведений) — лирического стихотворения, романа, поэмы. Да и признание, что для новых явлений душевной жизни у современной поэзии «нет названий и слов», и призыв искать не новые слова, а «новые пути, чтобы передать читателю желаемое», также свидетельствовали о созревшем у Брюсова более широком понимании «языка» поэзии. Коль скоро язык поэзии должен был отразить новую действительность, должны были измениться его семантическая выразительная сила, самые принципы отображения действительности. А поскольку такое отражение происходит в конкретных поэтических произведениях, то структуру последних, и прежде всего — семантическую, предстояло осмыслить именно как категорию поэтического языка. Выдвижение требования активизации читательского воображения было шагом в этом направлении. В помещенном во 2-м выпуске «Русских символистов» «Ответе» «очаровательной незнакомке» свойства семантической структуры произведения окажутся уже предметом явного внимания, а отмежевание от /91/




 



Читайте также: