Вы здесь: Начало // Литературоведение // Программа поэтики нового века

Программа поэтики нового века

Сергей Гиндин

не переходных цветов — а оттенков, который так понятен современному человеку» (2. 11, л. 78 -78 об.). Для художественного освоения этих «едва уловимых ощущений», «оттенков» чувств и потребовался новый язык: «Передавать оттенки чувств обыкновенными формами поэзии невозможно — потому что нет названий и слов для них — остается искать новые пути для того, чтобы передать читателю желаемое» (2. 11, л. 79; курсив мой — С. Г.).

Активизация читательского сотворчества.
Включение семантической структуры произведения в понятие «язык поэзии»

Считая изменения действительности и внутреннего мира человека ведущим фактором обновления поэзии и ее языка, Брюсов не забывал и о втором факторе, не менее важном, но имеющем уже внутрилитературную, внутриязыковую природу. Это — старение поэтического языка: «Есть еще другая причина изобретения нового языка. Язык теряет свою изобразительность» (2. 11, л. 79). В пример такой утраты изобразительности Брюсов приводит то, что позднейшая теория литературы назвала бы «автоматизацией образа»: «Отдаляясь от природы, люди начинали <?> прежние [образы] представления заменять понятиями. ″Прелестная, как роза″ это для нас уже не образ, а именно понятие. Поэзия ищет новых путей изобразительности» (там же). При некоторой наивности объяснения и недостаточности доступной молодому автору логической терминологии нельзя не отметить здесь стихийной переклички Брюсова с идеями «Мысли и языка» Потебни. трудов которого он в это время еще не читал. Подобное сходство позволяет нам понять ту готовность, с которой Брюсов позднее, в середине 1900-х годов, воспримет общую гумбольдтовско-потебнианскую концепцию природы поэзии. А конкретный пример автоматизированного образа из «Profession de foi» через три месяца перейдет — правда, с искажениями, внесенными журналистом, — в интервью, в котором Брюсов впервые попытается довести до широкой публики свои взгляды на сущность символизма и производимой им реформы поэтического языка8. Пока же в самой статье Брюсов лапидарно, по четко указывает главное направление поиска новых средств поэтического /90/




 



Читайте также: