Вы здесь: Начало // Литературоведение // Программа поэтики нового века

Программа поэтики нового века

Сергей Гиндин

Общие контуры брюсовской программы обновления поэтического языка

Подведем итоги нашего диахронического обзора. Наиболее существенные положения, в разное время выдвинутые молодым Брюсовым по проблемам развития языка поэзии, можно резюмировать в следующих тезисах.

1. Обновление языка поэзии — необходимость, обусловленная прежде всего развитием и усложнением жизни (в том числе сферы чувств), а также постепенным устареванием элементов самого этого языка.

2. Обогащение выразительных средств русской поэзии предстоит вести не столько за счет расширения инвентаря единиц поэтического языка, сколько за счет изменения семантической структуры поэтического произведения как целого.

3. Ведущим принципом такого изменения является активизация читательского восприятия, становящегося одним из конструктивных факторов семантики произведения.

4. Средством для подобной активизации является неполная определенность, или недоопределенность. тех или иных аспектов и планов семантической структуры произведения.

5. Важнейшими разновидностями недоопределенности семантической структуры являются: недоопределенность описываемой ситуации, недоопределенность сюжета, недоопределенность композиции.

6. Наряду с неполной определенностью важнейшим для новой поэзии принципом перестройки семантической структуры произведения является субъективизация изображения, при которой явления внешнего мира подаются исключительно через призму авторского впечатления от них.

7. Субъективизация тоже способствует возрастанию неопределенности, но имеет и самостоятельное значение, состоящее в том, что «внутреннее я» поэта становится основным содержанием поэзии. Символизм и есть по преимуществу такая субъективизированная поэзия, или «лирика».

8. Внутренний механизм увеличения неопределенности и субъективизация изображения кроется в изменении принципов комбинации слов, происходящей на основе /108/




 



Читайте также: