Вы здесь: Начало // Литературоведение // Поэтическое творчество Анны Ахматовой

Поэтическое творчество Анны Ахматовой

Константин Мочульский

Этот ветер — широкий и шумный

(с. 50)

Широк и желт вечерний свет

(с. 102)11.

Материал. В нехудожественной речи слова так далеко ушли от образа, что конкретная основа их нами более не воспринимается. Мы оперируем ими как вполне абстрактными, алгебраическими значками. Кто теперь в слове «окно» почувствует глубоко поэтический первоначальный образ «око» — глаз дома? Такие названия предметов, стертые, окаменелые оболочки отлетевших образов не могут служить материалом словесному искусству. Поэт стремится к непроизводному и первоначальному; за словами он видит предметы, а в предметах — материал. Ахматова ощущает грузную силу и пластическую энергию металла и камня.

Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,

(с. 58)

или:

И чернеющие ветки
За оградою чугунной,

(с. 46)

или уже известные нам стихи:

И две большие стрекозы
На ржавом чугуне ограды.

(с. 44)

В стихотворении о Бахчисарае читаем:

Он слетел на дно долины
С пышных бронзовых ворот.

(с. 56)

В стихах о Павловске:

И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.

Вообще эпитеты Ахматовой вводятся главным образом для пластического выражения предмета. О материале же говорят и /351/




 



Читайте также: