Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // «Поэма горы» и «Поэма конца»

«Поэма горы» и «Поэма конца»

Томас Венцлова

уже в первом эпизоде поэмы, Цветаева во втором (самом кратком) эпизоде прямо называет гору раем. Этот рай (Как на ладони поданный / Рай – не берись, коль жгуч!) преподнесен, как обычно случается у Цветаевой, в переосмысленном и пародийном ключе. Его традиционные признаки заменяются на противоположные. Это не сад, огражденный от тьмы внешней, а местность, открытая силам хаоса (Просто голый казарменный / Холм. – Равняйся! Стреляй!; О, далеко не азбучный / Рай – сквознякам сквозняк!). Сквозняк заменяет благодатные райские ветра Ефрема Сирина; кустарники, северные травы и деревья (В ворохах вереска бурого, / В островах страждущих хвой…) вытесняют плодоносные райские дерева; октябрь замещает вечную весну. И все же именно здесь происходит грехопадение (Гора, как сводня-святости,/Указывала: здесь [...]). В полном согласии с Книгой Бытия следует изгнание Адама и Евы, которое описывается одновременно в мифологических терминах, как спуск в нижний мир, и в пародийно-натуралистическом коде (Гора горевала о том, что врозь нам / Вниз, по такой грязи – // В жизнь, про которую знаем всё мы: / Сброд – рынок – барак).2 Словно музыкальная параллель к теме Адама и Евы, на втором плане проходит тема Агари, которую Авраам и Сарра изгнали в пустыню с сыном Измаилом; тем самым, кстати говоря, подспудно вводится мотив странствия в пустыне, то есть Исхода.

В начале второго эпизода гора определялась посредством отрицания (Не Парнас, не Синай). Однако позже она обретает масштабы и свойства именно Синая: она есть эпифания божества, локус, где происходит общение человека с вышним миром. Описание горы в десятом эпизоде (Не пригорок, поросший семьями, -/ Кратер, пущенный в оборот! // Виноградниками – Везувия / Не сковать! Великана – льном / Не связать! Одного безумия / Уст – достаточно, чтобы львом // Виноградники за-ворочались, /Лаву ненависти струя) во многом ориентировано на Книгу Исхода (На третий день, при наступлении утра, были громы, /216/




 



Читайте также: