Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // «Поэма горы» и «Поэма конца»

«Поэма горы» и «Поэма конца»

Томас Венцлова

Третья, седьмая и девятая остановки – падения Иисуса под крестом. В третьем, седьмом и девятом эпизодах мотив падения играет основополагающую роль, причем усиливающуюся от эпизода к эпизоду. Вначале героиня испытывает ужас перед падением (Держусь, как нотного листка / Певица, края стенки – // Слепец [...]). Затем оно обретает физическую ощутимость (Отчего бы лбом не стукнуться / В кровь? Вдребезги бы, а не в кровь!; Запрокидываюсь вспять) и отождествляется с гибелью ([...] По сим тротуарам в шашку / Прямая дорога: в ров //Ив кровь). Заметим, что третий и седьмой эпизоды дополнительно связаны одинаковым зачином (И – набережная. Воды / Держусь [...]; И – набережная. Последняя).

Менее плодотворным является сопоставление четвертой, пятой, шестой и восьмой остановок крестного пути с соответствующими эпизодами поэмы. Сделаем здесь только два замечания. На четвертой остановке Иисус среди иерусалимской толпы встречает Марию. Четвертый эпизод заполнен саркастическим описанием «толпы», «общества», противостоящего поэту. На этом фоне выделяется несколько загадочное место: Серебряной зазубриной / В окне – звезда мальтийская! (ср. в Поэме Горы: И ресницы твои – зазубринами, / И звезды золотой зубец). Здесь, видимо, ведется речь о Мальтийской площади в Праге, на которую выходит древний костел Девы Марии под Цепью (причем Дева Мария на алтаре предстает как Stella Maris). И сам костел, и окружающий его район связаны с историей и традициями Мальтийского ордена. Цветаева посещала эти места в своих прогулках по городу (они расположены прямо под холмом Петршин и невдалеке от Карлова моста, у которого стоит воспетый ею «пражский рыцарь»). Шестая остановка крестного пути связана со св. Вероникой: она отерла Иисусу лицо платком, на котором остался отпечаток Его лика. В шестом эпизоде упоминается платок и описывается лицо (волосы и глаза) героя, который здесь как бы временно берет на себя роль Христа (случай перестановки). /222/




 



Читайте также: