Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // «Поэма горы» и «Поэма конца»

«Поэма горы» и «Поэма конца»

Томас Венцлова

Возможно ли скоординировать четырнадцать эпизодов Поэмы Конца с четырнадцатью остановками Via Crucis? Сразу же скажем, что задача эта, если и разрешима, то лишь в некотором приближении. Цветаевой вообще не свойственно следовать строгому плану: в большинстве эпизодов можно усмотреть лишь намеки на тот или иной этап крестного пути, причем в них обычно вклиниваются мотивы из других этапов (или других мест Евангелия).5 И все же можно утверждать, что данная католическая традиция стала одним из импульсов и подтекстов поэмы. Приведем некоторые наблюдения.

На первой остановке Via Crucis Иисус приговаривается к смерти. Эта тема явственно звучит в первом эпизоде (Смерть не ждет; Преувеличенность жизни / В смертный час). Заметим, что «час шестый» (Время: шесть) – именно тот момент, когда Пилат предает Христа на распятие. Перст столба (ср. далее: Губ столбняк) соотносится с крестом. Быть может, допустимо также соотнести государыню с Царем Иудейским, а ржавь и жесть – с надписью, которую Пилат велел поставить над головой Иисуса (в часовнях Via Crucis она часто изображается на жестяной табличке).

На второй остановке Иисус берет свой крест и подвергается поношениям (И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове – Мат. 27:30; И били Его по голове тростью, плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему – Мар. 15:19; ср. в начале второго эпизода у Цветаевой: Громом на голову, / Саблей наголо, // Всеми ужасами / Слов, которых ждем…). Тему второго эпизода можно определить следующим образом: героиня берет свой крест, то есть осознает свое страдание как неизбежность. Существенны здесь слова о доме (- Но никакого дома ведь! / – Есть, – в десяти шагах: // Дом на горе; Дом, это значит: из дому / В ночь). Они соответствуют тому, что до Голгофы Иисусу предстоят десять остановок (последние сцены крестного пути разыгрываются уже на горе, где Его ожидает гроб -«домовина»). /221/




 



Читайте также: