Вы здесь: Начало // Литература и история // Первая мировая война в стихах Вячеслава Иванова

Первая мировая война в стихах Вячеслава Иванова

Хенрик Баран

лирический герой (″Сверкнули вдоль дубов окрайных / Костры. Стал гомон, смех дружней″). Ассоциативный план — единичное, но значительное упоминание ключевого события русской истории (″…древним валом / Что Дмитрий городил Донской″). Последний, мифологический план — это образы Ночи, Судьбы (Рока), Смерти (″На отмели той суши, / Где ткет царица Смерть / Покровы, смерти глуше, / Прозрачнее, чем твердь…″), Матери-Земли (″Не верь Земли покою″). Взаимодействие всех этих планов, особенно в конце цикла, формирует тему надвигающейся войны, которая обречет на гибель многих солдат:

Война-ль? Не ведали. Гадали,
И лихо вызывали бой…
А по реке, из светлой дали,
Плыл звон — торжественной Судьбой, —

Не слышный им… И покрывала
В намеках звездных шевеля.
Могилою благословляла
Сынов возлюбленных Земля.

В этом цикле война лишь упоминается; предвидится. В трех же следующих стихотворениях тема мирового конфликта становится главной. Тексты эти — ″Суд″ (″В миру ль на вселенское дело…″), ″Недугующим″ (″Ты, Совесть русская…″) и ″Убеленные нивы″ (″Не человеческим плугом…″) — созданы под воздействием тех ″экстатических волнений″ начального периода войны, которые, по словам Сологуба, охватили Россию в целом, и поэтов-символистов в частности, побудив последних ″принять эту войну″6.

″Суд″, написанный 18 ноября 1914 г.7, в значительной мере является стихотворным переложением ряда высказываний из речи Иванова ″Вселенское дело″ на октябрьском заседании Религиозно-Философского Общества (РМ, 97-107). Участие России в войне, утверждается в стихотворении, есть ″вселенское дело″, ″Таинство в Боге″. Борьба великих держав изображена как апокалиптическое столкновение небесных сил, которые одновременно олицетворяют и народы, участвующие в войне: ″На Суд, где свидетели — Громы, / Меч острый — в устах Судии, / Народные Ангелы в споре / Сошлись о вселенском просторе″8. Ср. в статье:

″Душа народа, в глазах моих, есть ответственный перед Богом, им посланный и ему подсудный ангел, подобный тем ангелам частных церквей, которых изображает одобряемыми и обличаемыми начало Иоаннова Откровения. Вселенский характер предпринятого дела налагает на душу России одну из неисповедимых ответственностей, коих вес на весах Судии несоизмерим ни с чем, что знает, как грех или славу, человеческий

/172/




 



Читайте также: