Вы здесь: Начало // Литература и история, Литературоведение // ″Образ Италии″ и ″Образ России″ в последнем стихотворении Баратынского

″Образ Италии″ и ″Образ России″ в последнем стихотворении Баратынского

Татьяна Цивьян

/91/

А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты, первый огород
На отческих полях разведший в дни былые!
Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена…

Сигнатура Италии — «земля волканов и цветов», т. е. горы и обильная растительность. Сигнатура России — «степь» и скудная, связанная с холодом растительность: «прохладовейные дубы», «тощие мхи», и хвойные («иглистые») деревья.

Контраст по рельефу, климату, флоре подводит к другому контрасту — по цвету и свету:

Краски и жаркий блеск «лучезарной» Италии сверкают особенно ярко на фоне бесцветности и тусклости России, где над холодными, снежными, т. е. белыми, бескрайними полями нависает пасмурное небо. Оппозиция свет/тьма (день/ночь) — еще один способ подчеркивания географической противопоставленности Италии и России: юг/север = полуденный/полночный.

Наконец, особенно отчетливо выступает культурная роль Италии/Авзонии, представленной прежде всего хрестоматийно-знаменитыми именами и названиями:

Везувий, Колизей, грот Капри, храм Петра
Имел ты на устах от утра до утра…

ИТАЛИЯ РОССИЯ
янтарный (виноград)
златой (лимон)
лучезарный
пламенный (часы)
солнечный (слава)
пурпуровый
яркий
лазоревый
зелень
белый (снег, лед)
пасмурный (небо)



 



Читайте также: