Вы здесь: Начало // Литературоведение // О поэтике Бориса Пастернака

О поэтике Бориса Пастернака

Кирилл Тарановский

с морем, а степная тропа — с прогулкой по морскому берегу. Подразумевается, что колыхание ковыля похоже на морские волны. Вот почему гуляющих «колеблет, относит, толкает». Местоимение «нам» в третьей строфе указывает, что вместе с поэтом — по крайней мере один спутник.

IV Не стог ли в тумане? Кто поймет!
Не наш ли омет? Доходим. — Он.
— Нашли! Он самый и есть. — Омет,
Туман и степь с четырех сторон.
V И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.
VI Туман снотворен, ковыль, как мед.
Ковыль всем Млечным Путем рассорен.
Туман разойдется, и ночь обоймет
Омет и степь с четырех сторон.

Вся серединная часть написана 4-ударным дольником с колебанием междуиктовых интервалов от одного до двух слогов. Таким образом, ритмический поток на четвертой строфе вдруг меняется: перед нами девять коротких предложений, из них восемь — в первых трех строках. Такое переключение ритма на эмоциональное стаккато — резкий контраст со спокойным повествовательным тоном вступления. Меняется также и чередование рифм: все рифмы — мужские, в нечетных строчках — на -от, в четных — на -он. Ключевое слово «омет» (большой стог сена) употребляется только в этой части (дважды в IV и один раз в VI строфе); более того, оно включено в рифмическую цепь поймет — омет — ведет — займет — мед — обоймет. Наряду с Млечным Путем (упомянут дважды, в строфах V и VI), этот «омет» — самый важный образ в серединной части.

Во 2-й строке IV строфы стоит глагол движения в 1 лице мн. числа настоящего времени — «доходим»: мы можем предположить, хотя и без уверенности, что спутник поэта — женщина, и что «наш» омет имеет для них особенное значение, их отношение к нему явно эмоционально окрашено. Это центр их мира, окруженный ночью со всех четырех сторон. Граница между землей и мирозданьем размывается — степной ковыль «рассорен» по всему Млечному Пути.

Заключительные четыре строфы (VII—X) — самая важная часть повествования и заключение стихотворения. Размер ее — тот же, что и в начальной части. /215/




 



Читайте также: