Вы здесь: Начало // Литературоведение // О поэтике Бориса Пастернака

О поэтике Бориса Пастернака

Кирилл Тарановский

подчеркивать как сходство, так и противоположность смысла сопоставляемых слов. Больше того, слова, связанные такими звуковыми повторами, могут приобретать добавочный оттенок значения, объединяющий их. Такую парономасию никоим образом нельзя смешивать с каламбуром, потому что эффект ее — никогда не смешной, не комический.

Образцовые примеры парономасии можно найти в знаменитом стихотворении Пастернака «Сестра моя — жизнь». Вот для примера первое его четверостишие:

Сестра моя — жизнь, и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

В словах «люди в брелоках… брюзгливы» два последние слова связаны не только звуковым составом, но и дополнительным оттенком значения — скажем, «особая порода снобов».

Столь же разительный пример парономасии — в последней строфе того же стихотворения:

Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фата-морганой любимая спит…

Здесь перекидывается ложная этимологическая связь между существительным «фата-моргана» и глаголом «мигать», и от этого «фата-моргана» становится образом чего-то мерцающего и зыблющегося.

В начальной строфе стихотворения «Из суеверья» повторяются согласные к, р, м, б, п и пучки согласных кр, гр:

Коробка с красным померанцем —
Моя каморка.
О, не об номера ж мараться
По гроб, до морга!

Здесь парономастически связаны по сходству две пары слов — «коробка» с «каморкой» и «гроб» с «моргом»: в последнем случае перед нами настоящая зеркальная симметрия — г,р,о плюс губной согласный противопоставляется губному согласному плюс о, р, г.

Приведем пример очень похожих звуковых повторов из позднего стихотворения Пастернака «Художник»:

Скромный дом, но рюмка рому
И набросков черный грог,
И взамен камор — хоромы,
И на чердаке — чертог.

/213/




 



Читайте также: