Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // О мифотворчестве Вячеслава Иванова: Повесть о Светомире царевиче

О мифотворчестве Вячеслава Иванова: Повесть о Светомире царевиче

Томас Венцлова

Примечания

1 Vladimir Markov, «Vyacheslav Ivanov the Poet: A Tribute and a Reappraisal», in Vyacheslav Ivanov: Poet, Critic and Philosopher, eds. Robert Louis Jackson and Lowry Nelson, Jr ., New Haven, 1986, p. 57.

2 Sergey Averintsev, «The Poetry of Vyacheslav Ivanov», in Robert Louis Jackson and Lowry Nelson, Jr ., op. cit ., p. 29.

3 Ольга Дешарт, «Введение», Вячеслав Иванов, Собрание сочинений (далее СС), т. 1, Брюссель, 1971, с. 221; сказано 28 сентября 1928 года.

4 Там же.

5 Ср. Юрий Лотман, «Текст в тексте», Труды по знаковым системам, 14, Ученые записки Тартуского государственного университета, 567, 1981, с. 3-18.

6 Трехзначные числа в скобках здесь и далее обозначают страницы СС, т. 1.

7 Кн. Евгений Трубецкой, Три очерка о русской иконе, Париж, 1965, с. 71.

8 Насколько нам известно, опубликована лишь одна работа о Повести… :

9 Maria Banerjee, «The Narrator and His Masks in Viacheslav Ivanov’s Tale of Tsarevich Svetomir», Canadian-American Slavic Studies, 12, 1978, p. 274-282. 9 Cp. «Anima», СС, т. 3, Брюссель, 1979, с. 269-293.

10 Свящ. Павел Флоренский, Столп и утверждение истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах, Берлин, 1929, с. 678.

11 Ср. Jan Kott, Zjadanie bogów: Szkice о tragedii greckiej, Kraków, 1986, p. 244.

12 Sergey Averintsev, op. cit ., p. 45.

13 СС, т. 3, c. 629.

14 См. Петр Бессонов, Калики перехожие, т. 1, Москва, 1861, с. 393 и далее; Александр Веселовский, «Разыскания в области русских духовных стихов», Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, 21, 2, 1880, с. 1-228; А. В. Рыстенко, «Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах», Записки Императорского Новороссийского Университета, 112, 1909, с. 1-542.

15 Ср. А. В. Рыстенко, op. cit ., с. 277.

16 Мотив мирового древа проходит в повести еще несколько раз (312, 325-326).

17 Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, Славянские языковые моделирующие семиотические системы, Москва, 1965, с. 141-144; Вячеслав Вс. Иванов, «Змей», in Мифы народов мира, т. 1, Москва, 1980, с. 468-471.

18 Вячеслав Вс. Иванов, «Волк», in Мифы народов мира, т. 1, с. 242.

19 Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, op. cit ., с. 142.

20 Ср. замечание Иванова в его статье «Две стихии в современном символизме», in СС, т. 2, Брюссель, 1974, с. 537: «змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению». Столкновение Владаря с Гориславой в этом контексте, кстати говоря, может быть соотнесено с мифологическим сюжетом о борьбе громовержца со своей супругой — заместительницей змея. См. Е. Г. Рабинович, «Богиня-мать», in Мифы народов мира, т. 1, с. 179.

21 См. хотя бы Jessie L. Weston, From Ritual to Romance, Cambridge, 1920; Emma Jung and Marie-Louise von Franz, The Grail Legend, London, 1971.

22 Посредническая роль Владаря подчеркнута сценой с орлом (298-299), а также тем, что он в болезни постоянно находится между сном и явью.

23 Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, «Святогор», in Мифы народов мира, т. 2, Москва, 1982, с. 421.

24 Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, «К семиотической интерпретации коровая и коровайных обрядов у белорусов», Труды по знаковым системам, 3, Ученые записки Тартуского государственного университета, 198, 1967, с. 64-70; Они же, Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов , Москва, 1974, с. 243-258.

25 См ., в частности, Marija Gimbutienė, Baltai priešistoriniais laikais: Etnogenezė, materialinė kultūra ir mitologija, Vilnius, 1985, p. 168. Обширный материал и библиография приводится в книге Борис Успенский, Филологические разыскания в области славянских древностей, Москва, 1982.

26 Ср. Emma Jung and Marie-Louise von Franz, op. cit ., p. 90-91.

27 Михаил Сперанский, «Сказание об Индейском царстве», Известия по русскому языку и словесности АН СССР, 3, 2, 1930, с. 369-464; ср. еще Лев Гумилев, Поиски вымышленного царства, Москва, 1970.

28 Совпадения с Клюевым в Повести… вообще часты и показательны.

29 Так же делится и земля князей Горынских (258); любопытно, что змея соотнесена с ее периферией (333).

30 Ср. Владимир Топоров, «Числа», in Мифы народов мира, т. 2, с. 630. Об инвертированном мировом древе см. «Древо мировое», in Мифы народов мира, т. 1, с. 400-401.

31 См. примечание 9.

32 См. Vyacheslav Ivanov, Freedom and the Tragic Life: A Study in Dostoevsky, London, 1952.

33 Vyacheslav Ivanov, op. cit ., p. 57.

34 СС, т. 3, c. 275.

35 Ibid., c. 273.

36 Ibid., c. 283.

37 Ibid., c. 289.

38 Cp. Freedom and the Tragic Life, p. 58-59.

39 См. критику в статье Rene Wellek, «The Literary Criticism of Vyacheslav Ivanov», in Robert Jackson and Lowry Nelson, op. cit ., p. 220-235.

40 Вячеслав Bс. Иванов, Владимир Топоров, «Пятница», in Мифы народов мира, т. 2, с. 357. Из народных представлений заимствована и связь Параскевы с болезнями глаз (368).

41 Ср. Freedom and the Tragic Life, p. 90-95.

42 Ольга Дешарт, op. cit ., c. 159.

43 «О русской идее», in СС, т. 3, с. 325.

44 Ibid., с. 326.

41 Александр Веселовский, op. cit ., с. 5; Михаил Алпатов, «Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси», in Труды отдела древнерусской литературы, 12, 1956, с. 297, 309.




 



Читайте также: