Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // О мифотворчестве Вячеслава Иванова: Повесть о Светомире царевиче

О мифотворчестве Вячеслава Иванова: Повесть о Светомире царевиче

Томас Венцлова

С другой стороны, это царство превращено в некую теологическую утопию. Это как бы государство, совпавшее с церковью, прообраз экуменической церкви — тела Христова, пребывающей «в единении соборнем и строе согласнем» (357). Оно соотнесено с мифологическими образами рая как сада (356) и рая как города (359-360). Одновременно оно сходно и с государством Платона (тема состязаний и музыкальных игр, 357), и с Телемской обителью; оно ориентировано на всю многовековую утопическую традицию (вплоть до коммунистической идеи общего достояния, взятой в ее гуманном и онтологически позитивном аспекте, 358). Всем царством незримо правит Иоанн Богослов, символизирующий эзотерическую сторону христианства (Иоанн Пресвитер выступает, в сущности, как его ипостась): здесь использовано — как и в «Трех разговорах» Владимира Соловьева-древнехристианское представление о том, что он не умер, основанное на известном евангельском тексте (Иоан. 21, 22-23). Согласно «Посланию», Иоанн Богослов «общее всех воскресение упреди, земле же богоносныя ктому не остави, якоже и ученик оный, Кресту предстояй, по завещанию Спасителеву с Материю Божию пребысть» (363; отметим здесь символическое отождествление Богородицы с землей).

Царство Иоанна, согласно мифологической логике, делится на две части — периферию и центр29 , окруженный потоком, сожигающим в переходящих его всяческую немощь и нечисть «даже до испепеления плоти растленныя» (358). В «центре центра» (вместо фантастических палат, описанных в исходном сказании) находится «храм [...] именуемый Лествичный» (359). Любопытно, что описание его дано также в центре «Послания» и всей повести (главы восьмая-девятая из шестнадцати). Рассказ о храме насыщен мифологической символикой. Храм состоит из семи церквей — трех подземных и четырех надземных; «преисподняя» Воскресенская и «верховая» Успенская церковь доступны только посвященным (362). Он явственно соответствует /130/




 



Читайте также: