Вы здесь: Начало // Литературоведение // Мандельштам и Ходасевич

Мандельштам и Ходасевич

Александр Кушнер

крайней загнанности, ярости, противостояния поэта окружающему миру.

Таких прямых, непримиримых, определенных, однозначных вещей у Мандельштама немного. Недаром оно соседствует со стихами о «кремлевском горце».

И не случайно эти «голые» стихи перекликаются с «Балладой» Ходасевича, что отмечено Омри Роненом.16 Для Ходасевича, особенно последнего, зарубежного периода (Ходасевич Тяжелой лиры и «Баллады» несколько иной) — голые, прямые стихи — это метод, возведенный в принцип. Это поэзия, отказавшаяся от всего «лишнего» — метафор, уподоблений. Для Мандельштама это был лишь эпизод, продиктованный отвращением и отчаянием. Сухость и стиховая «бедность», однозначность ему не были свойственны. Впрочем, и «Квартире», как убедительно показал О. Ронен, в высшей степени присущ «полифонический принцип», главным носителем которого является «внутренне-полемическое слово» (термин М. Бахтина).17

Кроме «Баллады» Ходасевича, О. Ронен называет Блока («Все стены пропитаны ядом, / И негде главу преклонить…», «Какой-нибудь поздний историк…», «Предатели в жизни и дружбе…» — из стихотворения «Друзьям»), сопоставляя это с мандельштамовскими строками «А стены проклятые тонки / И некуда больше бежать…», «Какой-нибудь честный предатель…», а также некрасовские стихи «Дешевая покупка», «В.Г. Белинский», «О погоде»,18 написанные, правда, в другом размере. Но меня интересует в данном случае совпадение именно с Ходасевичем.

Сижу, освещаемый сверху,
Я в комнате круглой своей,
Смотрю в штукатурное небо
На солнце в шестнадцать свечей.

Кругом — освещенные тоже,
И стулья, и стол, и кровать…

О, косная, нищая скудость
Безвыходной жизни моей!
Кому мне поведать, как жалко
Себя и всех этих вещей?

Совпадения с Ходасевичем относятся, по всей видимости, прежде всего к тому из четырех видов подтекстов, анализируемых К. Тарановским, который определен им, как «заимствование по ритму и звучанию».19

Если перекличка с Блоком и Некрасовым здесь имеет глубокий смысл и проводится несомненно сознательно (очень важна тема писательских отношений и разночинные мотивы), то /49/




 



Читайте также: