Вы здесь: Начало // Литература и история, Литературоведение // «Крылья». Михаил Кузмин в полемике с Достоевским и Чеховым

«Крылья». Михаил Кузмин в полемике с Достоевским и Чеховым

Александр Тимофеев

англичанину Лариону Дмитриевичу Штрупу и учителю греческого языка Даниилу Ивановичу. Именно этот фрагмент повести самое ее начало — и выступает в полемическом качестве.

Фамилия юного героя — Смуров — избирается Кузминым предумышленно: так он отсылает читателя к эпизодическому действующему лицу романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). Маленький мальчик Смуров выведен Достоевским в трех главах романа «Связался со школьниками» (часть 2, кн. 4, III). «Школьник» (часть 4, кн. 10, III) и «У Илюшиной постельки» (часть 4. кн. 10. V). Смуров — дружок Коли Красоткина. «Левша», «школьник лет десяти, одиннадцати», в эпизоде из второй части романа Смуров злобно кидает камни в Илюшу, здесь не названного по имени («Связался со школьниками»). В четвертой части «Братьев Карамазовых» он сопровождает Красоткина, готового примириться с больным сыном штабс-капитана Снегирева («У Илюшиной постельки»). У Илюшиного изголовья, когда речь неожиданно заходит о всемирной истории и классических языках, Коля запальчиво излагает свои мысли, и максималистские и нигилистические, по животрепещущему вопросу: «Классические языки, если хотите все мое о них мнение, — это полицейская мера, вот для чего единственно они заведены, <…> они заведены потому, что скучны, и потому, что отупляют способности. Было скучно, так как сделать, чтоб еще больше было скуки? Было бестолково, так как сделать, чтобы стало еще бестолковее? Вот и выдумали классические языки. Вот мое полное о них мнение, и надеюсь, что я никогда не изменю его» 11. Смуров. до этого момента хранивший молчание, вступает в разговор: « — Это правда, — звонким и убежденным голоском согласился вдруг прилежно слушавший Смуров» (Достоевский. 14, 498).

Описанная Достоевским ситуация свидетельствует о широко распространившемся в России конца XIX в. взгляде, согласно которому необходимость массового изучения древних языков не только не поощрялась, но и открыто отрицалась. Именно поэтому, казалось бы, незначительный эпизод большого романа приковывает к себе внимание Кузмина, знакомого с такого рода редукционистскими воззрениями «не понаслышке». Фрагмент «Братьев Карамазовых» берет на себя в сознании автора «Крыльев» роль «идеологической провокации» по отношению /214/




 



Читайте также: