Вы здесь: Начало // Литература и история, Литературоведение, Переводчики // Кармелитская мистика (Святая Тереса и Сан Хуан де ла Крус) в восприятии русского религиозного ренессанса

Кармелитская мистика (Святая Тереса и Сан Хуан де ла Крус) в восприятии русского религиозного ренессанса

Всеволод Багно

для католичества внутренней с Реформой внешней14. Думается, скорее прав был Сергей Боткин, согласно которому «католицизм не справился бы с угрожавшим ему протестантизмом, если он сам внутренне не переродился бы»15. Если воспользоваться идеей Тойнби о вызове-и-ответе (Тойнби 1996: 89-117), то можно сказать, что испанская мистика и реформированный Святой Тересой орден кармелитов оказались как бы ответом католичества на брошенный ему лютеранством вызов.

«Подобную любовь какая цель рождает?» — вопрошал вслед за испанским мистиком, автором «Сонета распятому Христу», Иван Козлов. Столь же трудно сказать, какая цель рождала обостренный интерес русского религиозного ренессанса к испанской мистике, главным образом к Тересе Авильской. При этом очевидно, что максимализм и проповеднический пафос Святой Тересы явно импонировали русскому сознанию, максималистскому по преимуществу.


14 Цит. по: Мережковский Д. С. Указ. соч. С. 223-227.

15 РНБ. Ф. 99. № 4. Л. 273.

Литература

Белый 1900а — Андрей Белый. Между двух революций. М., 1990.
Бердяев 1994 — Бердяев И. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.
Волошин 1988 — Волошин M. Лики творчества. Л., 1988. («Литературные памятники»).
Карсавин 1994 — Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994.
Мережковский 1988 — Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988.
Тойнби 1996 — Тойнби А. Дж. Постижение истории М, 1996.
Флоровский 1983 — Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.
Шестов 1993 – Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М, 1993.


Текст по изданию: Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. СПб.: Гиперион, 2005




 



Читайте также: