Вы здесь: Начало // Литературоведение // К вопросу о русской мифологической трагедии

К вопросу о русской мифологической трагедии

Томас Венцлова

несколько противопоставлений: так, в финале трагедии Иксион предстает как движущееся, Сизиф как движущее (а Тантал как недвижное) начало (72).

Как мы уже заметили, бинарные оппозиции нейтрализуются в узловых точках трагедии. В частности, напиток бессмертия объединяет в себе противоположные начала (влага, яд целебный, родник огня, пожар сафирный и т.д.); Иксион, в согласии со своей природой, воспринимает его как пламя, Сизиф – как влагу (61-62); когда Бротеас прикасается к чаше с напитком и падает, пораженный молнией (в симметричной сцене в первой половине трагедии он был ослеплен радугой), напиток рассыпается по земле и вновь собирается воедино (70). Отметим особый случай нейтрализации в самом конце трагедии. Казненный Тантал «обеими руками поддерживает нижний край огромной потухшей сферы» (73). Согласно мифу, над его головой висит грозящая обрушиться скала; Иванов интерпретирует эту скалу как древний мифический символ черного солнца.19 Черное солнце противостоит «положительным медиаторам» Тантала – напитку бессмертия, ливню и т.п.

Внутренний смысл Тантала определяется именно этой игрой и снятием оппозиций, чем достигается органическое сродство его с мифом. Как и миф, Тантал принципиально может быть интерпретирован на многих уровнях. Наряду с религиозно-метафизической (орфической, гностической или христианской) интерпретацией напрашивается, скажем, интерпретация астрономическая (Тантал как солнце). О возможности ее говорил сам автор.20 Восхождение и нисхождение легко понять как солнечный восход и закат – в духе солярно-метеорологической теории, весьма популярной в эпоху Вячеслава Иванова; с этой же теорией превосходно согласуются образы Иксиона и Сизифа. На социальном уровне Тантал труднее интерпретируется, чем Прометей, в котором социальный смысл «лежит на поверхности» текста. Одну из возможностей такой интерпретации Тантала указал Велимир Хлебников: «[...] эта вещь /149/




 



Читайте также: