Вы здесь: Начало // Литературоведение // К вопросу о русской мифологической трагедии

К вопросу о русской мифологической трагедии

Томас Венцлова

Он противопоставлен также и жертве-Пелопсу («Тот сам себя снедает; этот – снедь богам», 35). Тантал пытается одарить бессмертием Бротеаса (то есть дольный мир); но восхождение Тантала оборачивается самовольным индивидуалистическим актом – поэтому он обречен на катастрофическое нисхождение, на падение в Тартар.

Нисхождению посвящена вся вторая половина трагедии. В ней явно преобладают образы нижнего мира; в цветовой гамме подчеркнуто темно-красное – цвет «нисхождения, как разрыва», согласно Иванову (829); вечер, закат переходят во мрак ада. Тантал теряет свою полноту и меркнет; если в начале трагедии он находился на склоне горы, между ночью и днем, объединяя миры, то сейчас он повисает в воздухе, как бы выпадает из пространства и времени, более не принадлежит ни к одному из миров.

Во второй половине трагедии Танталу приданы новые двойники – Иксион и Сизиф. Иванов улавливает одну из характерных черт поэтики мифа – пристрастие к близнечным структурам. Им подмечена также существенная связь между Танталом, Иксионом и Сизифом: это аналогичные мифические герои, так как каждый из них, согласно преданию, нарушил некоторый договор, прервал цепь обменных отношений в природе либо в социуме.17 Разумеется, Иксион и Сизиф не являются простым повторением Тантала. Вместе с ними вводится новая и важная мифологическая оппозиция. Иксион постоянно связан с огнем (огонь, в колодезь падший; пламень ямный; жадный клуб огня слепого и т.д.), Сизиф – с водой (морской ветер; священная соль; темная соль; Амфитриты расплав серебряный; святая мощь подвижной ртути и т.д.). Дощечка с именем Иксиона предается огню, с именем Сизифа – ветру моря (42-43). Даже знаменитый «камень Сизифа» интерпретируется как вечное движение морских волн (62).18 Огонь и вода второй половины трагедии симметричны воздуху и земле ее первой половины. С основным противопоставлением Иксиона Сизифу связано по крайней мере еще /148/




 



Читайте также: