Вы здесь: Начало // Литературоведение // К вопросу о русской мифологической трагедии

К вопросу о русской мифологической трагедии

Томас Венцлова

Примечания

1 Ср. Алексей Лосев, Античная мифология в ее историческом развитии, Москва, 1957, с. 13.

2 Armin Hetzer, Vjačeslav Ivanovs Tragödie «Tantal»: Eine Literarhistorische Interpretation, München, 1972.

3 Алексей Лосев, Проблема символа и реалистическое искусство, Москва, 1976, с. 283.

4 Ссылки на Вячеслава Иванова даются по книге: Вячеслав Иванов, Собрание сочинений (далее СС), т. 1, Брюссель, 1971 (цифры указывают страницу).

3 См. Михаил Гаспаров, «Античный триметр и русский ямб», in Вопросы античной литературы и классической филологии, Москва, 1966, с. 393-410; Armin Hetzer, op. cit., p. 35-78, 140-199.

6 Особенно существенны две статьи: «Символика эстетических начал», «О действии и действе».

7 Алексей Лосев, Античная мифология в ее историческом развитии, с. 25.

8 См. об этом, в частности, Алексей Лосев, Проблема символа и реалистическое искусство, с. 226-297.

9 Вячеслав Иванов, Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Erwin Ronde, Psyche, Leipzig und Tübingen, 1898. Из более новых работ отметим: Walter F. Otto, Dionysos, Mythos und Kultus, Frankfurt a/M, 1933; H. Jeanmaire, Dionysos, histoire du culte de Bacchus, Paris, 1978; Carl Kerényi, Dionysos: archetypal image of the indestructible life, Princeton, 1976; Marcel Détienne, Dionysos mis à mort, Paris, 1977.

10 См., например «Новые маски», in Вячеслав Иванов, СС, т. 2, с. 76-82.

11 Ср. о связи Тантала и Диониса: Robert Graves, The White Goddess, New York, 1972, p. 333.

12 V. Macchioro, Zagreus, Bari, 1920; William Keith Chambers Guthrie, Orpheus and Greek religion, London, 1952; Алексей Лосев, Античная мифология в ее историческом развитии, с. 142-182.

13 Ср. »Anima», in Вячеслав Иванов, СС, т. 3, 1979, с. 269-293.

14 Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, Славянские языковые моделирующие семиотические системы, Москва, 1965, с. 238. См. также Ольга Ревзина, «Из наблюдений над семантической структурой ‘Поэмы Конца’ Марины Цветаевой», Труды по знаковым системам, 9, Тарту, 1977, с. 62-84.

15 Armin Hetzer, op. cit., p. 131-139.

16 С. Kerényi, The heroes of the Greeks, London, 1959, p. 57.

17 Cp. Marcel Detienne, Les jardins d’Adonis, Paris, 1972, p. 165-171.

18 В работах по мифологии камень Сизифа чаще интерпретируется как солнечный диск. См., например, Robert Graves, The Greek Myths, vol. 1, New York, 1957, p. 219.

19 A. Minard, Trois énigmes sur les cent chemins, vol. 2, Paris, 1956, p. 328-329; Александр Сыркин, Некоторые проблемы изучения упанишад, Москва, 1971, с. 80-85.

20 Моисей Альтман, «Из бесед с поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым (Баку, 1921 год)», Ученые записки Тартуского Государственного университета, 209, Тарту, 1968, с. 306.

21 Велимир Хлебников, Неизданные произведения, Москва, 1940, с. 425.

22 См.: D.J. Ward, «The threefold death: an Indo-European trifunctional sacrifice?», in Myth and law among the Indo-Europeans, Berkeley-Los Angeles-London, 1970, p. 123-142.

23 Ср. Андрей Белый, Поэзия слова, Петербург, 1922, с. 73-80.

24 Ольга Дешарт, «Введение», Вячеслав Иванов, СС, т. 1, 1971, с. 81.

25 См. о ритуале, связанном с Прометеем: Georges Dumézil, Le festin d’immortalité: Étude de mythologie comparée indo-européenne, Paris, 1924, p. 84-125 etc.

26 Марина Цветаева, Письма к А. Тесковой, Прага, 1969, с. 40 (письмо от 8 нюня 1926 года).

27 Там же, с. 82 (письмо от 25 декабря 1929 года).

28 «Под влиянием В. Иванова не была никогда – как вообще ни под чьим», – писала Цветаева Юрию Иваску 4 апреля 1933 года (см. Русский литературный архив, Нью-Йорк, 1956, с. 209). Но это характерное для Цветаевой заявление, конечно, следует воспринимать как литературную браваду.

29 Марина Цветаева, Неизданные письма, Париж, 1972, с. 78, 97 (письма к Ольге Черновой-Колбасиной от 6 ноября 1924 года и от 3 декабря 1924 года). Несколько ранее Цветаева просила А. Бахраха прислать ей Происхождение трагедии Ницше (письмо от 25 сентября 1923 года, см. Мосты, № 6, 1961, с. 337).

30 См. The Quest for Theseus, eds. Aileen Ward et al., New York, 1970, p. 231-256 etc.

31 Марина Цветаева, Письма к А. Тесковой, с. 56 (письмо от 28 ноября 1927 года).

32 Ср. Ольга Ревзина, op. cit.; Anya М. Kroth, »Androgyny as an Exemplary Feature of Marina Tsvetaeva’s Dichotomous Poetic Vision», Slavic Review, vol. 38, nr. 4, 1979, p. 563-582.

33 Ссылки на Ариадну даются по книге: Марина Цветаева, Избранные произведения, Москва-Ленинград, 1965 (цифры указывают страницу).

34 Марина Цветаева, Избранные произведения, Москва-Ленинград, 1965, с. 786.

35 Ссылки на Федру даются по книге: Марина Цветаева, Несобранные произведения, Мюнхен, 1971 (цифры указывают страницу).

36 Известна огромная роль этой оси в славянской мифологии. Ср. Вячеслав Вс. Иванов, Владимир Топоров, op. cit.

37 Ср. классический анализ Джеймса Фрезера в »The Golden Bough».

38 В Федре можно выделить две противопоставленные ипостаси Диониса – Афродиту и Артемиду. Ср. Richmond Lattimore, »Euripides’ Phaedra and Hippolytus», Arion, vol. 1, № 3, 1962, p. 5-18.

39 Mircea Eliade, Le chamanisme et les techniques archaïques de l’extase, Paris, 1974, p. 305-310 etc.

40 Дмитрий Зеленин, Культ онгонов в Сибири: Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов, Москва-Ленинград, 1936, с. 365 и др.

41 Mircea Eliade, op. cit.

42 Марина Цветаева, Сочинения, т. 1, Москва, 1980, с. 546.

43 Замечание Сергея Аверинцева. О повешенной богине см., в частности, Martin P. Nilsson, The Minoan-Mycenaen religion and its survival in Greek religion, New York, 1971, p. 530 etc.; James G. Frazer, The Golden Bough, vol. 1, New York, 1935, p. 291 etc.

44 Mircea Eliade, op. cit.

45 Ibid.

46 Известно, что Вячеслава Иванова весьма высоко ценил и Хлебников, новаторская роль которого в русской поэзии не уступает роли Цветаевой.


Томас Венцлова. К вопросу о русской мифологической трагедии: Вячеслав Иванов и Марина Цветаева, «Собесденики на пиру», Вильнюс, 1997




 



Читайте также: