К вопросу о русской мифологической трагедии - Пиры Серебряного века | Страница: 10

Вы здесь: Начало // Литературоведение // К вопросу о русской мифологической трагедии

К вопросу о русской мифологической трагедии

Томас Венцлова

повествует о русском несчастии, отказывающемся от счастья Европы или завешенн[ом] занав[есом] настоящего счастья внуков»21. Укажем, кстати, на принципиальную возможность связать тройную казнь Иксиона, Сизифа и Тантала с так называемой «тройной смертью», а через нее с социальной схемой, постулированной Дюмезилем.22 Не менее разнообразными могут быть психологические истолкования трагедии. На некоторых из них мы уже останавливались. В своем комментарии Иванов говорит о возможности трактовать восхождение и нисхождение как этапы развития личности или же поэтического (и – шире – художественного) творчества. С другой стороны, три титана соответствуют трем сторонам личности: Иксион, устремляющийся к Гере, есть чувственность, Сизиф, пытающийся схватить жезл Гермеса, есть разум, а Тантал, погружающийся в солипсистский сон, есть воля в шопенгауэровском понимании этого слова (ср. «Мой пламенник – Иксион, мысль моя – Сизиф!», 65). Психологическое (или психоаналитическое, юнговское) толкование естественным образом смыкается с автобиографическим.23 Правомочность такой интерпретации подтверждается фактом, что Иванов написал Тантала в целях автотерапии: сочинение трагедии излечило его от припадков удушья.24

Мы рассмотрим трагедию Прометей менее подробно, так как она в значительной степени сохраняет структуру Тантала. Иванов так же строит ее, как ритуальное действо (или серию ритуальных действ), всячески настаивая на связи мифа о Прометее с обрядом; правда, изображенные им обряды весьма литературны и с подлинно архаическими ритуалами имеют мало общего.25 В топологическом плане в трагедии легко выделяется та же основная оппозиция верх/низ: снега́ вершин и небо противостоят подземелью, где кует Прометей, и вообще земному, хтоническому началу. Низ оказывается областью расчлененного, полем столкновения и борьбы противоположностей, верх – областью их гармонического соединения. Именно Прометей /150/




 



Читайте также: