Вы здесь: Начало // Литературоведение // К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

Лазарь Флейшман

Столкновение «проклятой бездны» и историко-культурного подтекста, диктуемого возможной цитатой из Нила Сорского, представляет собой, по-видимому, этап, предшествовавший увлечению Блока движением русского сектантства, урокам Клюева и повороту к проблематике публицистических статей и «синтетической» лирики «третьего тома».

Примечания

1 См. его отзыв в письме к Блоку (1913) — приведен в статье Н.А. Фрумкиной и Л.С. Флсйшмана «А.А. Блок между ″Мусагетом″ и ″Сирином″». — Блоковский сборник. II. Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока (Тарту. 1972), с. 386; ср. Д.Е. Максимов, «Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока», там же. с. 52-54. Ср. возражение Блока Метнеру в ответном письме от 9 марта (там же, с. 393). переосмыслившего «Снежную маску» и «Фаину» с пятилетней дистанции. О позднейшей (начиная с 1908 г.) авторской оценке «волоховских» стихотворений см. сводку во вступительной статье Д.Е. Максимова к публикации мемуаров В.П. Веригиной и Н.Н. Волоховой — Труды по русской и славянской филологии. IV. (Уч. зап. ТГУ, вып. 104), Тарту, 1961. с. 307 Интерпретация Э.К. Мстнера разъяснена сопоставлением «По улицам метель метет…» с «Рыбаком» Жуковского (перевод из Гете), проведенным н статье В.Н. Топорова «Блок и Жуковский: к проблеме реминисценций», Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А.А. Блока и русская культура XX века» (Тарту, 1975), с. 89. Расширенный вариант — Slavica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. Vol. I (Jerusalem. 1977).

2 О принципе циклизации в символистской лирике см.: Л. Гинзбург. О лирике (М.-Л., 19641, I9732), глава «Наследие и открытия».

3 П. Громов (А. Блок, его предшественники и современники, М.-Л.: Советский писатель, 1966, с. 335) в связи с этим говорит о «смене масок» женского «персонажа» цикла.

4 Ср.: З.Г. Минц. Лирика Александра Блока. Вып. 2 (1907-1911) (Тарту, 1969), с. 134.

5 Ср.: Л.С. Флейшман, «Об одном приеме Баратынского», в сб.: Quinquagenario. Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1972.

6 Поскольку заявлено равенство «мечта» = «жизнь» = «весна».

7 О различии между ними см.: И.А. Чернов, «О структуре русского любовного заговора», Труды по знаковым системам. II (Уч. зап. ТГУ, вып. 181), Тарту, 1965, с. 163: «раб божий» — ингредиент «чистых» заговоров, «раб» — «нечиcтых».

Кстати, символическое (эротическое) значение «снега» легко выводимо из заговора, процитированного Блоком в статье «Поэзия заговоров и заклинаний»: «Мати пресвятая богородица, покрой землю снежком, а меня женишком» (5, 56). «Река» во II стих. («Река — прозрачное стекло») = «глубине» в VII («Глубина, гранитом темным сжатая…») соответствует семантике ′воды′ ′реки′ как вместилища нечистых сил в заговоре (см. указ. работу И.А. Чернова, с. 161).

8 «Теневой рифме» посвящена глава в книге B.C. Баевского Стих русской советской поэзии (Смоленск, 1972).

9 Подобное явление проанализировано в статье З.Г. Минц «Функция реминисценций в поэтике А. Блока», Труды по знаковым системам. VI (Учен. записки Тартуского государственного университета, вып. 308), Тарту, 1973, с. 390-391.

10 Ср.:

И в той же вольной воле
Ветер плачет вдоль реки,
И звенят, и гаснут в поле
Бубенцы, да огоньки?
(2. 254)

11 «De quietudine et duobus orationis modis». Cap. 14, in: I.P. Migne. Patrologiae cursus completes. Patrologiae graecae tomus 150 (Paris, 1865), col. 1327 (греч. текст — 1328) В. (Рус. пер. Григория Синаита — в V томе Добротолюбия).

12 Цит. по изд. Оптиной пустыни: Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском (М.: в Университетской тип., 1849). с. 41.

13 См. об этом запись в ЗК, 306 от 14 июня 1916 г. и письмо к A.A. Кублицкой-Пиоттух от 16 июня (8. 463: ср. комм. — с. 619), а также ЗК, 307. См. также: H.A. Павлович, «Воспоминания об Александре Блоке», Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества A.A. Блока (Тарту, 1964), с. 494. Фраза о Евагрии в письме от 14 июни 1916 г.: «Таких человеческих выводов я никогда не встречал у ″святых″» — является единственным авторским подтверждением предшествующего знакомства Блока со святоотеческими писаниями. (Кстати, Нил Сорский канонизирован церковью не был.) Интересные пометы Блока на Добротолюбии приведены в «Воспоминаниях о Блоке» А. Белого (Эпопея, 1923, № 4, с. 118). Ср. параллель между стих. «К музе (Есть в напевах твоих сокровенных)», 1912 и патриотическими текстами, проведенную в работе, приписываемой П.А. Флоренскому. См.: П. Флоренский. «О Блоке» ( 1931 ). ВРХД, 114 (1974), с. 177. (Разбирая «По улицам метель метет», автор этой работы останавливается только на первых четырех строфах.) Ср.: Е.В. Иванова, «Об атрибуции доклада ″О Блоке″», в кн.: Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка. Составление, подготовка текста и комментарий Е.В. Ивановой (М.: Языки славянской культуры, 2004), с. 633-661.

14 См. об этом в цит. статье Блока (5, 45-46).

15 Ср. возможное указание на это в звуковом повторе «уменье умирать». Ср. также эсхатологические идеи в художественной системе русского символизма и место устава Нила Сорского в прогнозах «скончания миру» 80-х годов XV в.

16 Я.С. Лурье. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века (М.-Л.: изд. АН СССР, 1960), с. 333; Fairy von Lilienfeld. Nil Sorskii und seine Schriften. Die Krise der Tradition in Russland Ivan III (Berlin, Evangelische Verlagsanstall, 1963), S.139. Ср. слова B.B. Розанова, записанные Блоком в сер. октября 1907 г.: «Вся история религий — ряд душевных переживаний» (ЗК, 100).

17 Ср. о композиционном совпадении (11 глав) при резком содержательном расхождении «Уставов» Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — Я.С. Лурье, указ. соч., с. 331-332. Ср., впрочем, о 12-м слове во вновь обнаруженной краткой версии устава Иосифа Волоцкого — в кн.: Послания Иосифа Волоцкого. Подготовка текста A.A. Зимина и Я.С.Лурье (Л.-М: изд. АН СССР. 1959), с. 291. Жанровую характеристику устава Нила Сорского в сопоставлении с предшествующей ему русской и византийской литературной традицией см.: F. von Lilienfeld, op. cit., S. 105 ff.: Ф. Лилиенфельд, «О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского», ТОДРЛ, XVIII (М.-Л., 1962), с. 80-98.

18 Ср. цитируемое в XI главе (с. 146) предостережение Варсанофия: «И паки рече: аще ли тщищися прейти паче меры своея, тогда разумевши, яко и еже имаши, погубиши».

19 Кстати, имеется содержательная перекличка «По улицам…» с седьмой частью «Устава», где Нил рассуждает о «памяти смертней».

20 B.C. Баевский, вслед за В.М. Жирмунским (Вопросы теории литературы, Л., 1928, с. 203) сближает «Заклятие» с «Борьбой» Ап. Григорьева — см.: B.C. Баевский, «Стихи Блока как текст и подтекст», Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество A.A. Блока и русская культура XX века» (Тарту, 1975), с. 65. См. также: Д. Благой, «Блок и Аполлон Григорьев», в его кн.: Три века (М., 1933); В.В. Кудасова, «А. Блок и Ап. Григорьев», XXVII Герценовские чтения. Литературоведение (Л., 1975), с. 79-83. Между прочим, аналогичный конфликт наблюдается в тогда же написанном (датир. 6 ноября 1907) стих. «Инок», где «монастырские» аксессуары служат поэтической мотивировкой эротической тематики.

21 О расхождении между платформами Нила Сорского и исихастской, выразившейся, в частности, в нерасположенности афонских трактатов (в отличие от «Устава» Нила Сорского) к «ручному труду» — см. в исследовании А.П. Кадлубовского Очерки по истории древнерусской литературы житий святых, 1-5 (Варшава, 1902). О соотношении исихастского учения и «Предания учеником своим» Нила см. также: Fairy von Lilienfeld, op. cit.; F. von Lilienfeld, «Der athonische Hesythasmus des 14. und 15. Jahrhunderts im Lichte der zeitgenössischen russischen Quellen», Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. N.F., 6. Jg. (München, 1958), S. 436-448.


Текст по изданию: Лазарь Флейшман. От Пушкина к Пастернаку, Новое Литературное Обозрение, научное приложение, выпуск LVIII, М., 2006, стр. 78-86, из Slavica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. Vol. I (Jerusalem, 1977), p. 102-108.




 



Читайте также: