Вы здесь: Начало // Литературоведение // К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

Лазарь Флейшман

восходит к специфическому источнику — к «Уставу» Нила Сорского, а именно ко второй его главе, где трактуется вопрос об «умной» молитве и в ходе монтажа соответствующих патристических высказываний введена цитата из Ефрема Сирина, использованная у Григория Синаита11 и через него попавшая к Нилу. Приведем соответствующий фрагмент из «Устава». Описывая «внутреннюю молитву» и трудности, с коими она сопряжена как для «новоначальных», так и для «косневших» «делателей», Нил, вслед за Григорием Синаитом, дает аскетические советы читателю, и в их числе — рекомендация предельной физической и умственной концентрации и стойкости перед лицом физических страданий: «Того ради претерпевати подобает в молитве, всех помысл отвращаяся, донележе возможно, и не возставати на пение до времени: в терпении бо, рече, да будет селение твое, рекшаго ради: в молитве претерпевающе; и не скоро возставай, пренемогания ради болезненнаго, и стужения ума от разумнаго вопития и плача, поминаяй пророческое слово: яко болящая егда приближается родити (Ис. 26:17), болезнует; и Святаго Ефрема глаголюща: боли болезнь болезненне, да мимо течеши суетных болезней болезни»12.

Если согласиться с гипотезой о цитатном характере последней строфы стихотворения и об афоризме Ефрема Сирина как конечном источнике ее, то — поскольку мы не располагаем сведениями о степени знакомства Блока с патристической литературой до приобретения им в июне 1916 г. первого тома Добротолюбия в русском переводе еп. Феофана Затворника (в изд. 1883 г.)13 — версия о /84/




 



Читайте также: