Вы здесь: Начало // Литературоведение // К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

К интерпретации блоковского цикла «Заклятие огнем и мраком»

Лазарь Флейшман

фразу: ″Принимаю — В огне — И во мраке — Под пыткой — В снегах — И в дальних залах — И у края бездны — Безумием заклинаю — В дикой пляске — И вновь покорный — Тебе предаюсь″» (2,432). Рассматриваемый под этим углом зрения, цикл обнаруживает внутреннюю антиномичность, причем резкий композиционный слом совпадает с концом VII стихотворения («По улицам…») — т.е. «И у края бездны», по определению Весов. Группа стихотворений, образующих 8-10-ю части цикла, противостоит остальным или вследствие резкого отклонения (VIII) от правильных метрических форм, господствующих в цикле (равностопные либо с регулярным чередованием стопности), или в результате ввода в герметический, «гомогенный» лирический словарь экзотических терминов и реалий («гармоника», «солдатка»)3.

Lasar Fleishman

Лазарь Флейшман. Фото: Марис Морканс

Сравнение «гомогенной» и «гетерогенной» групп текстов внутри цикла подчеркивает пограничный характер 7-й части и объясняет то, почему из всех частей эта и начальная («О, весна…») приковывали к себе особое внимание. Можно предположить, что в «пороговой» семантике и композиционной роли ее отражено основное поэтическое задание «Заклятия» (в таком случае, традиционные описания I стихотворения в одически-«оптимистическом» ключе, а VII — в «демонологическом» должны быть скорректированы и осложнены). Ср. в числе лейтмотивов цикла — «враждующая» встреча «на пороге»; неприступность преграды между пространствами, в роли которых выступает, например, стекло, скрывающее свет; невозможность «потонуть» в огне и мраке; невозможность действия — именно с этим мотивом корреспондирует стихотворение («Работай, работай, работай…»); ускользание «мечты», идентифицируемой в цикле с «жизнью» (resp. «весной» — отсюда и «снежный» декорум)4. Нетрудно убедиться, что учет внутрицикловых значений является обязательным требованием для семантического анализа «Заклятия». Ясно, что принцип циклической организации предписывает разнообразные формы лексических поворотов, плеонастических и тавтологических ходов. Но для нас существенно проследить другое — как циклический принцип разрушает семантические уравнения, основываемые на лексическом повторе (ср. определение А. Белого словесных повторов в «Снежной маске» как «взрыва слов» — А. Белый, «Воспоминание об А.А. Блоке», Эпопея, 1922, № 3, с. 223)./80/




 



Читайте также: