Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // К демонологии русского символизма (2)

К демонологии русского символизма (2)

Томас Венцлова

Примечания

1 Валерий Брюсов, Дневники 1891-1910, Моcква, 1927, с. 65.

2 Там же, с. 67.

3 Валерий Брюсов, Собрание сочинений в семи томах, т. 1, Москва, 1973, с. 600.

4 Ср. любопытную (и поэтически несравненно более сильную) параллель в современной лирике – «Натюрморт» Иосифа Бродского.

5 Ср. Zbigniew Lewicki, The Bang and the Whimper: Apocalypse and Entropy in American Literature, Westport, Connecticut, 1984.

6 Ibid.

7 Norbert Wiener, The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society, New York, 1967, p. 255-264.

8 Дмитрий Мережковский, Избранные статьи: Символизм, Гоголь, Лермонтов, München, 1972, с. 312.

9 Валерий Брюсов, op. cit., с. 89.

10 Мережковский, op. cit., с. 166-167.

11 Там же, с. 174.

12 Ср. Зара Минц, «О некоторых неомифологических текстах в творчестве русских символистов» in Творчество А.А. Блока и русская культура XX века, Блоковский сборник, 3, Тарту, 1979, с. 114.

13 То, что само название сологубовского романа заимствовано у Лермонтова, отметил еще Орест Цехновицер: см. его «Предисловие» к Мелкому бесу в издании 1933 года (14). Здесь и далее это издание цитируется по репринту: Федор Сологуб, Мелкий бес, Bradda Books Ltd., 1966. Цифры в скобках означают страницу; курсив всюду наш.

14 О демонизме у Блока ср., в частности, Лидия Гинзбург, О лирике, Ленинград, 1974, с. 273-275.

15 Ср. Leszek Kołakowski, Czy diabeł może być zbawiony i 27 innych kazań, London, 1982, p. 189.

16 Дмитрий Мережковский, op. cit., с. 315.

17 Вячеслав Иванов, Родное и вселенское, Москва, 1917, с. 125-169; Собрание сочинений, т. 3, Брюссель, 1979, с. 243-261.

18 Leszek Kołakowski, op. cit., p. 191. Ср. Giovanni Papini, Il diavolo, Firenze, 1953; Jeffrey Burton Russell, The Devil: Perceptions of Evil from Antiquity to Primitive Christianity, Ithaca, 1977; Satan: The Early Christian Tradition, Ithaca, 1981; Lucifer: The Devil in the Middle Ages, Ithaca, 1984; Mephistopheles: The Devil in the Modern World, Ithaca, 1986.

19 Вячеслав Иванов, Собрание сочинений, т. 3, с. 244.

20 Там же.

21 Там же, с. 250.

22 Там же.

23 Вячеслав Иванов, Родное и вселенское, с. 136.

24 Julia Kristeva, Powers of Horror: An Essay on Abjection, New York, 1982. 25 Вячеслав Иванов, Родное и вселенское, с. 169.

26 Там же.

27 Ср. Владимир Топоров, «’Без лица и названья’ (к реминисценции символистского образа)», in Тезисы докладов IV летней школы по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1970, с. 103-109.

28 Ср. там же, с. 105-106.

29 Ср. хотя бы Андрей Белый, Воспоминания о Штейнере, Paris, 1982, с. 139-143,232-235, 249, 311,359 и др.

30 Вячеслав Иванов, Собрание сочинений, т. 3, с. 246.

31 Александр Блок, Собрание сочинений в восьми томах, т. 5, Москва-Ленинград, 1962, с. 161.

32 Из новейших работ этого рода отметим статью Judith М. Mills, «Expanding Critical Contexts: Sologub’s Petty Demon», Slavic and East-European Journal (далее SEEJ), vol. 28, nr. 1, spring 1984, p. 15-31, и отчасти книгу Diana Greene, Insidious Intent: An Interpretation of Fedor Sologub’s «The Petty Demon», Columbus, Ohio, 1986.

33 Виктор Ерофеев, «На грани разрыва (Мелкий бес Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции)», Вопросы литературы, 1985, № 2, с. 140-158.

34 Linda J. Ivanits, «The Grotesque in Fedor Sologub’s Novel The Petty Demon», in Fyodor Sologub, The Petty Demon, Ann Arbor, 1983, p. 312-323.

35 Ibid.

36 Irene Masing-Delic, «’Peredonov’s Little Tear’ – Why is It Shed?», ibid., p. 333-343.

37 Jarvis Thurston, «Sologub’s Melkij bes», in Slavic and East-European Review, vol. 55, nr. 1, January 1977, p. 30-44; Зара Минц, «О некоторых ‘неомифологических’ текстах…»; Charlotte Rosenthal and Helenę Foley, «Symbolic Patterning in Sologub’s Melkij bes», SEEJ, vol. 26, nr. 1, spring 1982, p. 43-55.

38 Julian W. Connoly, «The Medium and the Message: Oral Utterances in Melkij bes», Russian Literature, IX-4, 15 May 1981, p. 357-368.

39 Начало этой традиции положили Вячеслав Иванов и Андрей Белый.

40 См. Ф.А. Рязановский, Демонология в древне-русской литературе, Москва, 1915, с. 19.

41 Ср. Julian Connoly, op. cit., p. 361.

42 «Запись лекций Михаила Бахтина об Андрее Белом и Федоре Сологубе», публикация Сергея Бочарова, комментарии Лены Силард, Studia Slavica Hungarica, vol. 29, 1983, p. 233.

43 Ср. Игорь Смирнов, Художественный смысл и эволюция поэтических систем, Москва, 1977, с. 46-47.

44 Ср. там же, с. 48.

45 Зинаида Гиппиус, «Слезинка Передонова (То, чего не знает Федор Сологуб)», in О Федоре Сологубе: Критика, статьи и заметки, составлено Анастасией Чеботаревской, Санкт-Петербург, 1911, с. 75.

46 Ср. Игорь Смирнов, Диахронические трансформации литературных жанров и мотивов, in Wiener Sławistischer Almanach, Sonderband 4, Wien, 1981, p. 106-107.

47 «Запись лекций Михаила Бахтина об Андрее Белом и Федоре Сологубе», публикация Сергея Бочарова, комментарии Лены Силард, Studia Slavica Hungarica, vol. 29, 1983, p. 231.

48 Ср. Diana Greene, op. cit., p. 60; Irene Masing-Delic, op. cit., p. 339.

49 Андрей Белый, «Истлевающие личины», in О Федоре Сологубе: Критика, статьи и заметки, с. 97.

50 Ср. Вячеслав Вс. Иванов, «Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии», in Труды по знаковым системам, 4, Ученые записки Тартуского государственного университета, 236, Тарту, 1969, с. 74.

51 Сергей Максимов, Нечистая, неведомая и крестная сила, Санкт-Петербург, 1903, с. 65.

52 Ср. Виктор Ерофеев, op. cit., с. 155.

53 Julian Connoly op. cit.; ср. также Галина Селегень, «Прехитрая вязь» (Символизм в русской прозе: «Мелкий бес» Федора Сологуба), Washington, D.C., 1968, с. 150-204; Diana Greene, p. 114-115.

54 Ср. Julian Connoly, op. cit., p. 364.

55 Cp. Stanley J. Rabinowitz, «Fyodor Sologub’s Literary Children: The Special Case of The Petty Demon» , in Fyodor Sologub, The Petty Demon, p. 350.

56 Вячеслав Bc. Иванов, Владимир Топоров, «Медведь», in Мифы народов мира, т. 2, Москва, 1982, с. 130.

57 Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 51,79; Сергей Аверинцев, «Бесы», in Мифы народов мира, т. 1, Москва, 1980, с. 170.

58 Михаил Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса, Москва, 1965, с. 47.

59 Ср. Иванов-Разумник, О смысле жизни: Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов, Санкт-Петербург, 1910, с. 43.

60 Ср. Галина Селегень, op. cit., с. 137-139.

61 Ср. Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 46.

62 Linda Ivanits, op. cit., p. 315.

63 Ср. Сергей Максимов, op. cit., с. 7-8, 62; Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 46, 68, 119.

64 Ср. Сергей Максимов, op. cit., с. 181.

65 Сергей Максимов, op. cit., с. 26; Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 53.

66 Сергей Максимов, op. cit., с. 15-16.

67 Ошибочное объяснение у Linda Ivanits, op. cit., p. 323.

68 Ф.А. Рязановский, op. cit., c. 51, 55, 79; Сергей Аверинцев, op. cit., c. 170. Любопытно, что Муриным назван инфернальный персонаж в Хозяйке Достоевского.

69 Цит. по Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 51.

70 Там же, с. 79.

71 Сергей Максимов, op. cit., с. 31, 107-108.

72 Александр Блок, Собрание сочинений, т. 5, с. 429.

73 Irene Masing-Delic, op. cit., p. 337.

74 Lena Szilard, «Andrej Belyj and Symbolist Prose», in The Slavic Literatures and Modernism: A Nobel Symposium August 5-8 1985, Stockholm, 1987, p. 101.

75 Ср. краткое замечание об этом у Минц, op. cit., с. 113. Кощунственно пародирует Христа и Саша Пыльников, см. Зара Минц, op. cit., с. 118-119.

76 Впрочем, не исключено, что столярное дело – реальное занятие прототипа Володина. См. Б.Ю. Улановская, «О прототипах романа Ф. Сологуба ‘Мелкий бес’», Русская литература, XII, 1969, № 3, с. 181-184.

77 Ср. Leszek Kołakowski, op. cit., pp. 187-188.

78 Сергей Максимов, op. cit., c. 17.

79 Там же, с. 144.

80 Цит. по Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 54.

81 Едва ли не лучшим комментарием к Мелкому бесу, как заметил Орест Цехновицер, служит статья Сологуба 1907 года «Человек человеку дьявол»; см. (18). Пожалуй, единственный персонаж романа без явных бесовских коннотаций – впрочем, изображенный с нескрываемой антипатией и наделенный сомнительной фамилией, – директор школы Хрипач.

82 Ср. Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 51.

83 Александр Блок, Собрание сочинений, т. 5, с. 127.

84 Анастасия Чеботаревская, «К инсценировке пьесы ‘Мелкий бес’», in О Федоре Сологубе: Критика, статьи и заметки, составлено Анастасией Чеботаревской, Санкт-Петербург, 1911, с. 333-334.

85 См. Галина Селегень, op. cit., с. 112, 188; Минц, op. cit., с. 107,115-119; Charlotte Rosenthal and Helene Foley, op. cit., p. 43-46; и др.

86 Аркадий Горнфельд, «Недотыкомка», in О Федоре Сологубе: Критика, статьи и заметки, составлено Анастасией Чеботаревской, Санкт-Петербург, 1911, с. 251-260.

87 «Запись лекций Михаила Бахтина об Андрее Белом и Федоре Сологубе», публикация Сергея Бочарова, комментарии Лены Силард, Studia Slavica Hungarica, vol. 29, 1983, с. 232.

88 Julian Connoly, op. cit., p. 363.

89 Diana Greene, op. cit., p. 36, 55, 67.

90 Виктор Ерофеев, op. cit., с. 153-155.

91 Stanley Rabinowitz, op. cit., pp. 348-352; сходно y Charlotte Rosenthal and Helene Foley, Irene Masing-Delic.

92 Аркадий Горнфельд, op. cit., с. 251; ср. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, т. 2, Санкт-Петербург-Москва, 1881, с. 516 – «Недотрога, недотыка, недотка».

93 См. Сергей Максимов, op. cit., с. 4, 38.

94 Значимость этого мотива у Сологуба замечена Андреем Белым, см. его статью «Далай-лама из Сапожка», Весы, № 3, 1908, с. 66, и Мастерство Гоголя, Москва-Ленинград, 1934, с. 292-293; ср. Irene Masing-Delic, op. cit., p. 335.

95 Ф.А. Рязановский, op. cit., c. 107.

96 Сергей Максимов, op. cit., c. 8 (ср. еще с. 62).

97 Там же, с. 11-12.

98 Ср. там же, с. 26; Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 45-46.

99 Сергей Максимов, op. cit., с. 14; Ф.А. Рязановский, op. cit., с. 101.

100 Jarvis Thurston, op. cit.; Зара Минц, op. cit., с. 117.

101 Автор благодарит за эти замечания Василия Рудича.

102 Linda Ivanits, op. cit., p. 321.

103 Charlotte Rosenthal and Helene Foley, op. cit., p. 46-47; Stanley Rabinowitz, op. cit., p. 345.

104 Отметим также интересную параллель между надушиванием Саши (230-232, 243-245, 361-362) и ритуалами, связанными с Адонисом. Ср. Татьяна Цивьян: «К семиотической интерпретации мотива лестницы-’лесенки’ в античной вазописи (вокруг Адониса и Диониса)», in Исследования по структуре текста, Москва, 1987, с. 288-300; Marcel Détienne, Les jardins d’Adonis: La mythologie des aromates en Grèce, Paris, 1972.

105 Cp. Tzvetan Todorov, Introduction à la littérature fantastique, Paris, 1970, p. 134.

106 Cp. Ф.А. Рязановский, op. cit., c. 125-126.

107 Там же, с. 55.

108 Ср. Diana Greene, op. cit., p. 102-103,105-107; Виктор Ерофеев, op. cit., с. 153-154, 157-158.

109 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, т. 3, 1882, с. 547. См. Charlotte Rosenthal and Helene Foley, op. cit., p. 44; Julian Connoly, op. cit., p. 366-367; и др.

110 Cp. Ulrich Steltner, «Die Umsetzung narrativer in dramatische Strukturen – Das Drama Melkij bes», in Fedor Sologub 1884-1984: Texte, Aufsätze, Bibliographie, München, 1984, p. 116.


Текст по изданию: Томас Венцлова. Собеседники на пиру, Вильнюс, 1997




 



Читайте также: