Вы здесь: Начало // Литературоведение, Собеседники // К демонологии русского символизма (2)

К демонологии русского символизма (2)

Томас Венцлова

Мелкий бес интерпретировался на самых разных уровнях: как бытовой, социальный роман, продолжающий традицию русской разоблачительной литературы32, как произведение, пограничное между реализмом и модернизмом33, как гротеск (не в бахтинском, а в романтическом и модернистском понимании термина)34, как полуфольклорное сочинение, основанное на русской народной демонологии35, как религиозно-философская аллегория гностического толка36, как вариация на тему мифа о Дионисе37, как языковой эксперимент38, как описание медицинского казуса и т.д. Эта множественность подходов представляется вполне оправданной. Как любое крупное произведение искусства, сологубовский роман поддается ряду прочтений, которые следует считать не столько взаимоисключающими, сколько комплементарными. Однако нам кажется, что все прочтения Мелкого беса можно интегрировать, если рассматривать его в свете символистской мифологемы, упомянутой в первой части данной работы. Мелкий бес наиболее полно развертывает миф «демонов пыли», «бесконечно малых величин зла», духов целлюлярности, распада, энтропии; он в крайней и беспощадной форме отображает вселенную, лежащую во зле – то царство Аримана, контуры которого намечены в изысканиях Иванова. Хотя Иванов в своей демонологии не ссылается на Сологуба, вряд ли можно усомниться в том, что сологубовская модель мира была одним из важных источников его теоретической концепции.

Часто указывалось на гностические (и буддийские) моменты у Сологуба, на то, что его творчество далеко от христианского миросозерцания.39 Вселенная Сологуба находится во власти демонических сил, представляется творением некоего злобного демиурга (можно найти тексты, противоречащие этому взгляду, но они редки, не слишком показательны, а иногда могут восприниматься как ироничные). Типологически (возможно, и генетически) эта модель соотносится с учением катаров (в славянской традиции – богомилов), которые донесли гностически-манихейскую /59/




 



Читайте также: