Вы здесь: Начало // Литературоведение // «Дар мудрых пчел» Ф.Сологуба – диалог с Анненским?

«Дар мудрых пчел» Ф.Сологуба – диалог с Анненским?

Джейсон Меррилл

Примечания

1 Graves R. The Greek Myths: Complete Edition. New York, 1992. P. 658.

2 См., например: Силард Л. Античная Ленора в XX в. // Studia Slavica Hungarica 1982. N 28. С. 313 – 331. Подробный обзор публикаций по вопросу взаимоотношений Анненского и Сологуба дан в книге: Анненский И. Письма. Том II: 1906 – 1909. СПб., 2009. С. 190 – 193.

3 Ссылки на драму «Дар мудрых пчел» даются в тексте по второму изданию драмы: Сологуб Федор. Собр. соч. СПб.: Шиповник, 1910. Т. VIII. С. 57 – 132.

4 «Лаодамия» Анненского, согласно указанию автора, была написана в 1902 году. Драма была опубликована не ранее конца апреля – начала мая 1906 года. См.: Анненский И. Письма. Том I: 1879 – 1905. СПб., 2007. С. 309.

5 Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л., 1990. С. 413 – 473. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте.

6 Лавров А., Тименчик Р. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры: новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1981. Л., 1983. С. 120.

7 Анненский И. Из жизни идей. Научно-популярные статьи проф. Ф. Зелинского. Изд. 2-е. СПб. // Гермес. 1908. N 19: С. 493 – 494.

8 Зелинский Ф. Ф. Античная Ленора // Вестник Европы. 1906. N 3. С. 167 – 193.

9 Анненский И. О современном лиризме // Аполлон. 1909. N 1. С. 30.

10 См.: Шаталина Н. Н. Библиотека Ф. Сологуба. Материалы к описанию // Неизданный Федор Сологуб. М., 1997. С. 453.

11 Немецкий текст см. на странице «Projekt Gutenberg«.

12 См.: Павлова М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007. С. 56 – 57.

13 Там же. С. 246 – 255 (главка «Суд над Сашей Пыльниковым и процесс Оскара Уайльда («Художники как жертвы» и «жертвы художников»)»).

14 См.: Baran H. Fedor Sologub and the Critics: The Case of Nav’i cary // Studies in Twentieth-Century Russian Prose. Stockholm, 1982. С 26 – 58.

15 Venclova. Shade and Statue // The Russian Review. 1994. N 53. 1. P. 16.

16 Гоздек утверждает, что драма Сологуба отходит от горизонтальной трагедии к вертикальной структуре, обычной для мифа (Гоздек А. Топос подземного мира и его мифологическая семантика в «Даре мудрых пчел» Федора Сологуба // Dramat Rosyjski: Klasyka i wspotczesnosc. Katowice, 2000. С 43 – 52).

17 В отличие от Лаодамии Сологуба героиня Анненского обращается и к Аполлону во время своего ритуала.

18 См., например: Bird R. The Russian Prospero: The Creative World of Viacheslav Ivanov. Madison, 2006; Королькова Е. Л. Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса

19 Venclova. Op. cit. P. 16 – 17. «Annenskii was far from the mystical, Nietzschean concept of the Dionysian drama that Viacheslav Ivanov was propagating and that was characteristic of Sologub».

20 Ibid. P. 17. «Saw tragedy rather from an aesthetic, Aristotelean point of view».

21 Новый путь. 1904. N 1. С. 135 – 142.

22 Весы. 1907. N 2. С. 25.

23 Театр: книга о новом театре. Сб. статей. СПб., 1908. С. 177 – 198.

24 В «Театре одной воли» Сологуб устанавливает прямую его связь со своей драмой, когда говорит, что в новом театре «пол натерт воском, – «Даром мудрых пчел»" (197).

25 Очевидно, «Дар мудрых пчел» посчитали слишком декадентским для постановки на сцене; в N 7 – 9 журнала «Золотое руно» за 1907 год содержится короткое объявление: «Пьеса Федора Сологуба «Дар мудрых пчел», предложенная к исполнению в театре Коммиссаржевской, запрещена драматической цензурой» (157). Кое-какие мотивы пьесы в дальнейшем все-таки найдут воплощение на сцене: полураздетых подруг и их полные экстаза пляски из ритуала Диониса напомнят пляски королевен в пьесе «Ночные пляски» (1908), поставленной в 1909 году.


Источник: журнал Русская литература, 2010, №2




 



Читайте также: