Вы здесь: Начало // Литература и история, Литературоведение // Данте и Вячеслав Иванов

Данте и Вячеслав Иванов

Арам Асоян

123 Бахтин M. M. Эстетика словесного творчества. M.. 1979. С. 380.

124 См.: Аверинцев С. Поэзия Вячеслава Иванова. С. 179.

125 См.: Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.. 1957. С. 142-182.

126 Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 364.

127 Ср.: «…Мне показалось, будто он (Амур. — А. А.) сказал следующие слова: «Vide cor tuum» (Взгляни на сердце свое. — А. А. (Dante. Vita Nova / Пер. с итал. А. Эфроса. С. 38).

128 Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 225. Мысль о названии «Cor ardens» возникла у поэта до ухода Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. Окончательное решение было принято за несколько месяцев до ее смерти. Но что исключает переосмысление того значения, которое первоначально вкладывалось в название книги? Иванов работал над ней, наполняя ее новыми стихами, и после смерти Зиновьевой-Аннибал.

129 Вера Шварсалон — дочь Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. ее преемница в жизни поэта.

130 Иванов Вяч. Дневник. 1908 // Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 772.

131 Данте. Vita Nova / Пер. в итал. А. Эфроса. С. 41.

132 См.: Иванов Вяч. Собр. соч. Т 1. С. 209.

133 Памятуя о первой встрече с Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, Иванов писал:

…Я начал, помню, жить
В ночь лунную, в пещерах Колизея.
И долго жил той жизнию, живой
Впервые…

(«Нежная тайна»). Ср.: с дантовским: «Incipit vita nova».

134 См. «Золотые завесы». Они посвящены М. Сабашниковой, но написаны для Лидии Зиновьевой-Аннибал и в ее присутствии (Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 808-810).

135 Там же. С. 772.

136 См.: Там же.

137 См.: Там же.

138 «Петрарковская Лаура, — отмечал исследователь, — не ангел и не богиня, а только лучшая из жен» (Некрасов А. И. Любовная лирика Франческо Петрарки. Варшава, 1912. С. 74-75).

139 Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 21.

140 Иванов Вяч. Дневник. 1909 // Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 779.

141 Там же. С. 786.

142 Иванов Вяч. Cor ardens. Ч. 2. С. 23.

143 См.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 413.

144 Иванов Вяч. Cor ardens. Ч. 2. С. 87.

145 См.: «Цветочки» святого Франциска Ассизского / Пер. с итал. Александра Печковского // Труды и дни. 1912. № 1. С. 21.

146 См. об этом: Бахтин M. М. Вячеслав Иванов // Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества. С. 383.

147 Амбросийные (бессмертные) крылатые сандалии — непременные атрибуты бога Гермеса, проводника душ умерших. Золотые сандалии — средоточие магической силы.

148 Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 440.

149 См.: Аверинцев С. С. Золото в системе ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М.. 1973. С. 51.

150 Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 390.

151 См.: Там же. Т. 1. С. 207. Позднее пришло название «Свет вечерний».

152 Иванов Вяч. и Гершензон М. О. Переписка из двух углов. С. 24.

153 Блок А. Собр. соч. Т. 7. С. 140.

/171/


Текст по изданию:  Асоян А. А. Данте и русская литература. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.




 



Читайте также: