Вы здесь: Начало // Литературоведение // Анна Ахматова. Белая стая

Анна Ахматова. Белая стая

Александр Слонимский

А над смуглым золотом престола
Разгорался Божий сад лучей.
Здесь она — здесь свет веселый
Серых звезд — ее очей.

Глагол «разгорался» передает расхождение лучей над престолом, а свежий, неожиданный эпитет золота — смуглое — дает яркий зрительный образ — и в то же время ощущение чего-то старинного, строгого.

Новому настроению соответствуют новые ритмы. Почти исчезли нервные паузы и перебои; их заменила строгая, сдержанная музыка пушкинских пятистопных и шестистопных ямбов. В накоплении рифм, в подборе звуков, в торжественном спокойствии речи — нечто от Пушкина:

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады —
И голос Музы, еле слышный.

«Белая стая» намечает новые пути в творчестве Ахматовой, свидетельствует о ее художественном и духовном росте. Является новое углубленное восприятие мира. Брезжут иные дали. За миром вещей раскрывается безбрежное царство духа — «белый рай» символизма.

За окном крылами веет
Белый, белый Духов день.


Текст по изданию: Анна Ахматова: pro et contra, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2001

Впервые: Вестник Европы. 1917. № 9—12. С. 403—407.




 



Читайте также: