Вы здесь: Начало // Литературоведение // Анна Ахматова. Белая стая

Анна Ахматова. Белая стая

Александр Слонимский

Александр Слонимский.

Александр Слонимский. Фото с сайта livelib.ru

Ахматова принадлежит к плеяде молодых поэтов, выступивших под знаменем «акмеизма» (их называют еще «гиперборейцами» — по имени издательства). Сущность новой школы состоит в реакции против отвлеченности символизма 90-х и 900-х годов. Для символистов явления действительности — только прозрачные тени, за которыми сквозит вечное, несказанное; вещи для них только знаки, символы невидимого. «Гиперборейцы» возвращают вещам и ощущениям их первоначальную ценность и утраченный, благодаря символическому взгляду sub specie aeternitatis, аромат. Переход от символизма к «гиперборейству» можно поэтому сравнить с переходом от романтизма в духе Жуковского к Пушкинской реалистической трезвости.

Стихи Ахматовой среди лирики «гиперборейцев» выделяются своей простотой, искренностью, естественностью. Ей, видимо, не приходится делать усилий, чтобы следовать принципам школы, потому что верность предметам и восприятиям прямо вытекает из ее натуры. Ахматова остро чувствует вещи — физиономию вещей, окутывающую их эмоциональную атмосферу. Какая-нибудь деталь — вдруг схваченная и освещенная сознанием — неразрывно сплетается у нее с настроением, образуя одно живое целое.

Ушла к другим бессонница-сиделка.
Я не томлюсь над серою золой.

И тут же вещь, слившаяся с эмоцией:

И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется иглой.

Или: /164/




 



Читайте также: