Вы здесь: Начало // Рецензии // Александр Блок. Лирические драмы

Александр Блок. Лирические драмы

Сергей Городецкий

Всегда это будет все то же милое, давно знакомое, несколько растерянное, но храбрящееся лицо нашей интеллигенции. И не только это любопытно в «Лирических драмах» с социальной точки зрения. Напр<имер>, «Балаганчик», по тонкой иронии судьбы родившийся вместе с «Факелами» и появившийся впервые в них, оказывается совершенно противоположным по своему смыслу идеям Георгия Чулкова5. Как в тропиках у гнезд ядовитых змей растет целебная травка, так в органе мистического анархизма появилось произведение, не в обиду будь сказано, реалистического октябризма6. Последний звучит еще ясней в «Короле на площади», где дается такой недвусмысленный отпор «бессмысленным мечтаниям» друзей слева7. Отдельные места «Лирических драм» изображают социальные противоречия с остротой, доступной только лирическому поэту. Вспоминается, как при первом представлении «Балаганчика» в театре Комиссаржевской среди зрителей шла усиленная работа по пригонке символов пьесы к современным событиям8. Конечно, так же наивно было бы приписывать Блоку какие-либо сознательные намерения в этом направлении, как и счесть его самого октябристом, но в том-то и занимательность — проследить, как /102/ общественный момент преломляется в объективной призме лирического творчества.




 



Читайте также: